2008-12-10

vba: (Default)
2008-12-10 02:34 pm

Безотцовщина-7 (продолжение). Бди!

(предыдущая часть тут)


Когда я смотрю на некоторые знаменитые русские фамилии, то сразу вспоминаю чудный анекдот:

- Сыночек, не ходи ты в этот университет - там одни евреи!
- Как же, мама?.. А Ломоносов?
- Молодой ты еще, многого не знаешь... Это теперь он - Ломоносов, а раньше был - Ораниенбаум!


Короче, разные ораниенбаумы породили немало внебрачных ломоносовых.

Возьмем, к примеру выдающегоса слависта, историка русского языка и прочая, Востокова. Сыночек, это он теперь Востоков. Фамилию он свою перевел на русский от прежней Остенок, но на самом деле он был незаконным сыном отъявленной неруси Христофора Ивановича Остен-Сакена.

Типичным можно назвать и случай великого русского художника-передвижника, любимца советских художественных альбомов, Василия Перова. Сыночек, это он теперь Перов. Знаменитый автор "Тройки" и "Чаепития в Мытищах" был незаконным сыном барона Григория Карловича Криденера. Ну сами посудите, мог ли чуждый барон Криденер нарисовать "Сельский крестный ход..."? А наш народный Вася Перов еще как смог!
Правда, потом натура взяла свое, и Вася женился на Елене Эдмундовне Шейнс.

Пример немного иного рода дает нам петербургский градоначальник Федор Федорович Трепов, да-да, тот самый, в которого стреляла не совсем удачно Вера Засулич. Ну Трепов, блин, свой в доску, какая фамилия кондовая... а Федор-то наш Трепов совсем не наш, а внебрачный сын действительного статского советника Штенгера.

Непонятна история с выдающимся художником Кипренским. Он, конечно, исходно не Кипренский, а Швальбе, и тоже незаконный, но реальный его отец то ли Адам Карлович Швальбе, дворовый человек бригадира Дьякова, то ли сам Дьяков.

Я это к тому, что ревнителям русскости надо быть очень внимательными и разборчивыми, иначе можно пригреть чуждый элемент (который умеет втираться). И не следует покупаться на фамилии, которые, на первый взгляд, привлекают нас русским духом. Явится к вам, например, возьмем первую попавшуюся отечественную фамилию, ну, скажем, какой-нибудь Холмогоров. Сыночек, это он теперь Холмогоров... А на деле в его родном селе сотню лет назад среди холмов и пригорков бесчинствовал какой-нибудь барон Соломон Ротшильд - и вот результат! Вы готовы поручиться, что такого не могло быть? Я - не готов.