vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2016-05-08 06:43 pm

Не надо этого повторять

В связи с повальным мародерством, монетизацией памяти о войне и безразмерной глупостью, упакованной в георгиеские ленты, все шире начало распространяться недоверие к семейным вспоминаниям о воевавших дедах. Неоднократно видел такое - да какой дед у этого сопляка воевал? в лучшем случае этот дед в эвакуации соску сосал.

Это другая крайность, тоже не очень хорошая.

Вот возьмем, скажем, меня. Папа мой отвоевал с 1941 года, а я даже сейчас еще не полностью вышел из детородного возраста. Так что если бы сейчас у меня было дитя малолетнее (что вполне допускаемо), оно могло бы вполне на законных основаниях пропищать, что его "деды воевали". В общем, не надо с порога отвергать.

Но, конечно, нынешний военный маскарад в масштабах страны поражает своей психопатичностью. Все, наверно, уже видели это:

Еду домой вечером (я живу на новой Риге). По дороге заезжаю в торговый комплекс — там у нас и «Перекрёсток», и аптека, и всё что угодно. Все продавщицы — и девушки, и вполне взрослые женщины — в военных пилотках.

Вид, прямо сказать, глуповатый, причём они это чувствуют. Я, понятно, спрашиваю — а почему сразу не в касках и где, собственно, автоматы? «Нам приказали…» — виновато, пряча глаза. Кто??! Молчат.

Господи, спаси нас, грешных…

Вот я думаю, что если бы мой покойный папа увидел свою внучку, наряженную в окровавленные бинты или в гимнастерку, подпоясанную георгиевской лентой, он, наверно, подумал, что враги провели атаку на Россию с помощью газа, лишающего население разума. Потому что из народной трагедии устроить такой косплей может только сумасшедший. (Правда, так эксплуатировать народную трагедию может не сумасшедший, а очень расчетливый человек). Представляю, в каком шоке были бы те молодые фронтовики, которых мы видели в нашем детстве.

Предвижу возражение – а что странного в георгиевских стрингах "Родина-мать зовет" или маршах в плащ-палатках и касках? Просто люди празднуют победу, вот и все.

Ну тогда задайте себе вопрос, почему через 10, 20, 30, 40 лет после войны, когда фронтовики еще были живы, о подобных карнавалах никто и подумать не мог? Пальцем у виска покрутили бы, глядя на такой косплей. Так почему? Что, теперь стали лучше понимать, что такое война? больше сопереживать? Или что?

Ну а дальше личное, ко дню памяти. Мой папа где-то весной 45-го.
Veksler_I_I ab 1945


Можем повторить. Вот не надо всего этого повторять. Да, думаю, что и не сможете.

1

2
Через полтора месяца, в сентябре 1944, командир 862 с/п майор Кожевников, подписавший этот наградной лист, будет убит при форсировании Вислы.


3

Нет, не надо этого повторять.

[identity profile] corbulon.livejournal.com 2016-05-08 07:24 pm (UTC)(link)
Бросилось в глаза, что вы используете слово фронтовик...
Приведу одно наблюдение, которым со мной поделился отец.

В первые послевоенные годы в народном сознании: в разговорах во дворе, на коммунальных кухнях и т.п. было понятие ФРОНТОВИК. Оно подтверждалось лишь мнением народным и более ничем.

Понятие "Фронтовик" кончалось где-то на уровне батальонного штаба и не выше. Именно фронтовики пользовались настоящим неформальным народным почтением за тот ужос, который они пережили, хотя все они были чуть-чуть "психованными", как тогда говорили. (Теперь это называется ПТС - посттравматический синдром.)

Фронтовиков было мало, в шестиэтажном 8-ми подъездном доме не более десятка. А все остальные жильцы-мужчины были либо штабные (из блатной народной песни: "я был батальонный разведчик, а он - писаришка штабной"), либо тыловые. Например даже зенитчики московской зоны ПВО фронтовиками не считались.

А позже появилось официальное и безразмерное понятие "ветеран", с официальными льготами и ему понемногу удалось вытеснить точное и емкое народное понятие "фронтовик". Теперь же "ветеранами ВОВ" оказались все, кто жил в том доме в 1950 году и дожил до сегодняшнего дня, а фронтовики... - да остались ли они?

Девальвация или подмена термина привела к тому бестыжему чванству, идущему от сотрудников политотделов и политуправлений, которое мы и видим каждый божий май. Они, и их идейные потомки, стали главными бенефициарами и выгодоприобретателями чужой победы.

Вот точная и емкая строфа большого поэта:

Слишком много всяких танков, всяких пушек и солдат.
И военные оркестры слишком яростно гремят,
и седые генералы, хоть не сами пули льют, —
но за скорые победы с наслажденьем водку пьют.
Я один. А их так много, и они горды собой,
и военные оркестры заглушают голос мой.

Булат Окуджава, 1983.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2016-05-08 07:34 pm (UTC)(link)
Кстати, да.
Помню, что тогда вообще не упоминалось словосочетание "участник войны". Видимо, это ничего не обозначало, все были участниками войны в той или иной мере. А вот "на фронте" это было меткой.

"А его отец-то был на фронте?" - обычный вопрос той поры.

Всем ты, молодец, хорош,
Всем ты за сердце берёшь:
И улыбкой, и лицом,
И приветливым словцом.
Слово скажешь, сердце тает,
Но чего-то не хватает.
...
Не хватает молодцу
Фронтовых погон к лицу.
Edited 2016-05-08 19:34 (UTC)