vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2010-01-28 05:31 pm
Entry tags:

Стандарты нестандартные

Мне в комментах попеняли, что я недостаточно разбираюсь в "мировоззрении православного священника" Ивана Охлобыстина. И я подумал, как, все-таки, сильны у нас клише. Ежели "священник", то он обязательно с заслуживающим внимания христианским мировоззрением. А то, что он говорит вещи, от которых христианин должен просто себя об стену убить, как-то в расчет не принимается. Уж про историю и не говорю. Если "помещик", то непременно травитель крестьян собаками (раньше), а ныне "Адмиралъ" (с придыханием). Ежели "чекист", то с горячим сердцем и чистыми руками (раньше), а теперь с садистскими наклонностями и фамилией Кац. И чтоб у Адмиралъа непременно ногти выдирал украденными у него же в имении щипцами для омаров.

Вспомнился в связи с этим один эпизод.

Я уже писал, что вырос в Лосинке, где еще с довоенных времен жила моя семья. А в соседских дачах жил вот такой социальный компот:
Михаил Николаевич Г., из мелких дворян, участник революционного движения с 1897 года, дореволюционный профессор-юрист, а ныне крупнейший специалист по тюрьмоведению. Обласкан Советской властью.
Вера Александровна К., из старинного дворянского рода. Резко уплотнена Советской властью.
Афанасий Феофанович С., из крестьян, которым Советская власть дала путевку в жизнь. Женат на дочери купца. Имеет дочь Киру 1921 года рождения.

Кира, соседка и одноклассница моей матушки, здравствует и поныне. Но в паспорте она значится под странным именем Дада.

Михаил Николаевич Г. вел жизнь страшно неосторожную по советским меркам. Дочь его поселилась в Англии. Сам Михаил Николаевич, например, в годы самых сильных антирелигиозных гонений устраивал елки, куда собирались все соседские дети.

Уплотненная и безработная Вера Александровна, знаток многих языков, ходившая в старорежимном жабо, устроилась к Михаилу Николаевичу секретарем. А на площадь, оставшуюся после уплотнения Веры Александровны, поселились родственники веселого Афанасия Феофановича, у которого появился кабинет в Наркомате путей сообщения.

А вскоре пришел 1937 год за своей данью. Надо было кого-то выделить для жертвоприношения.

Ну, и кто оказался жертвой из этой группы? Правильно, Афанасий Феофанович. Его арестовали 16 июня, а через 3 дня - его брата, Петра. Контрреволюционная деятельность и шпионаж.

Кира осталась с мамой и теткой, маминой сестрой. А вскоре пришли и за мамой, женой врага народа и контрреволюционеркой. Среди ночных визитеров была и женщина-НКВДшница (по правилам, ведь женщину забирали).
- Тебе сколько лет? - спросила она у Киры. -Шестнадцать? Ну готовься, пойдешь в интернат для детей изменников родины. Я тебя и оформлю.

Ну это был уже конец всему. Мало того, что осталась без отца и матери, но в интернат для детей врагов народа... А про эти интернаты слухи ходили ужасные.

- А оставить тебя никак нельзя, - объясняла НКВДшница. - Ну допустим, даже захотел кто-нибудь быть твоим опекуном. Но ты же уже большая, 16 лет. Какое опекунство? Давай, давай, готовься.

Кира стала, все же, искать опекунов. Тетка, сестра матери, отказалась. У самой дети, и так сестра арестована как член семьи изменника, нет, не надо нам этого. Лучше от врагов народа подальше держаться.

А Вера Александровна согласилась. Хоть она Кире никто, уплотненная соседка просто. И когда в следующий раз НКВДшница заявилась документы оформлять в интернат, Кира ей сказала, что у нее есть опекун. Вон там, в соседней комнате, в жабо ходит.

НКВДшница удивилась, но забирать Киру не стала. А через несколько дней вдруг пришла и принесла странные бумаги. В них значилось, что некая Дада Афанасьевна С., 1923 года рождения, которой в 1937 году 14 лет, поступает под опеку Веры Александровны К.

-Будешь пользоваться только этими документами, - сказала НКВДшница. - Официально твое имя Дада. Про то, что я приходила, никому не рассказывай.

И исчезла. С концами.

В школе не удивились новым документам. Время такое. Ну, бывает так, человек хочет начать новую жизнь, если родители оказались врагами народа. Даже имя может сменить. Органам виднее. Сын за отца не отвечает, сам Сталин так сказал.

А вскоре Дада Афанасьевна с очень хорошими отметками поступила в МГУ, откуда через два года ушла добровольцем на фронт.

Афанасия Феофановича и его брата Петра расстреляли в один и тот же день 3 сентября 1937 года.
Вольнодумный профессор Михаил Николаевич вскоре получил Сталинскую премию. Никто на него не покусился, так же, как и на его приятеля, бывшего меньшевика А.Я.Вышинского.
Столбовая дворянка Вера Александровна со своими уроками французского тоже без потерь, тихо пережила лихие годы.
После войны из лагеря вернулась мать Киры. Но теплоты в семье больше никогда не было.
Судьба НКВДшницы неизвестна.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-01-28 05:56 pm (UTC)(link)
Если это вопрос ко мне, как к мирянину...

Я, конечно, мог бы сказать Вам, что мне, как потомку православного священника (что правда) небезразлично... но это, безусловно, не так. Но из всех религий православие мне ближе всего, а кроме того, церковь все больше и больше проникает в области общества, в которых раньше и следа церкви не было. И тогда уже мне не безразлично, с какими ценностями ко мне идут эти миссионеры.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-01-28 05:58 pm (UTC)(link)
Нет, не пойдет. Думай еще.

[identity profile] unilevel.livejournal.com 2010-01-28 05:59 pm (UTC)(link)
Спасибо.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-01-28 06:04 pm (UTC)(link)
Головой не поручусь, но разговоров об этом было много. Этим, в частности, и объясняли благополучную судьбу М.Н.Г. Но они и работали вместе, скажем, над Уголовным кодексом.

[identity profile] andanton.livejournal.com 2010-01-28 06:19 pm (UTC)(link)
рассказы

[identity profile] andanton.livejournal.com 2010-01-28 06:25 pm (UTC)(link)
очень. Мои предки стеснялись рассказывать про войну и никогда этого не делали. Один раз сестра раскрутила деда на каком-то семейном празднике. Почему-то всем было от этого неловко, хотя дед рассказывал интересно. Надо было записывать.

Они боялись все. Неизвестно чего боялись.

[identity profile] ukrfan.livejournal.com 2010-01-28 06:40 pm (UTC)(link)
я в Гайдпарке писал по этому поводу:
Отец Иван - к сожалению, человек недалекий. У всех людей есть низменные инстинкты: у кого - расизм, у кого - педофилия, у кого - чревоугодие, и так далее. Но этих низменных позывов следует стыдиться и искоренять их в себе, а не гордо сообщать об этом окружающим: прошу любить и жаловать, я - педофил!
То же, что его высказывание встретило столько сочувственных откликов, показывает, что данный порок весьма распространен, и его уже даже не стыдятся.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-01-28 06:45 pm (UTC)(link)
Это очень частое явление, что люди рассказывали неохотно. Война вообще такое дело, что моментов, которыми можно гордиться, часто бывает существенно меньше, чем моментов, которые не хочется вспоминать. А, кроме того, советские люди часто опасались быть уж слишком откровенными. Многим было что скрывать. Во всяком случае, до поры до времени.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-01-28 06:46 pm (UTC)(link)
Да, меня больше удивила... нет, не удивила, огорчила реакция многих.

Ну да ладно, а то меня уже много упрекали, что я травлей занимаюсь.

[identity profile] observarius.livejournal.com 2010-01-28 06:48 pm (UTC)(link)
Спасибо, просто за за историю о хороших людях.

[identity profile] messala.livejournal.com 2010-01-28 07:23 pm (UTC)(link)
Вот ить, и крестьянки чувствовать умеют. Только что-то у меня к ним теплоты не прибавляется. Даже не как к классу -- а к этой конкретной спасительнице.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-01-28 07:32 pm (UTC)(link)
Я рад, что этот кусочек жизни не пропал бесследно.

[identity profile] messala.livejournal.com 2010-01-28 07:45 pm (UTC)(link)
Можно, я тоже плюну? Не подскажете, где я могу это сделать?

[identity profile] ukrfan.livejournal.com 2010-01-28 07:49 pm (UTC)(link)
А меня вовсе не удивила, и даже не очень огорчила. Я, к сожалению, давно знаю, что это так.
Вот еще к этой
http://drugoi.livejournal.com/3142335.html
записи комменты весьма показательны.

[identity profile] bgmt.livejournal.com 2010-01-28 07:50 pm (UTC)(link)
Чушь какая, простите, другого слова не подобрать...

[identity profile] bgmt.livejournal.com 2010-01-28 07:51 pm (UTC)(link)
Нельзя. Россказ - это российский Кавказ.
А тэг надо, конечно. Вот, скажем, "сторька".

[identity profile] unilevel.livejournal.com 2010-01-28 08:12 pm (UTC)(link)
Это вы ко всей ветке или же только к данной реплике?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-01-28 08:24 pm (UTC)(link)
Да ладно, на каждый чих не наздравствуешься.

[identity profile] vovyanych.livejournal.com 2010-01-28 08:25 pm (UTC)(link)
Ох узнаю. Как же похоже на то, что покойная бабушка рассказывала про свою коммуналку. Впрочем подробности никому неинтересны. Да и зачем.

[identity profile] bgmt.livejournal.com 2010-01-28 09:04 pm (UTC)(link)
К этой Вашей реплике. Ветку я читать не стал, эти Ваши слова просто незачем обсуждать.

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2010-01-28 09:13 pm (UTC)(link)
очень хорошо

[identity profile] unilevel.livejournal.com 2010-01-28 09:21 pm (UTC)(link)
Ну и славно.

[identity profile] a-grabenich.livejournal.com 2010-01-28 10:23 pm (UTC)(link)
Спасибо за замечательный рассказ. Настолько завораживающе, что я даже "историка тюрем" не сразу опознал.

При чем здесь о.Иван с его дикими заявлениями, я не понял, но высказаться хочется. Мне кажется, что заявления его задевают не потому, что вот обнаружился православный священник, честно сознающий расистские интенции, а потому, что в его высказываниях ощущается определенный message: не стыжусь ни капли того, чего принято стыдиться в цивилизованных европах и в интеллигентских тусовках. В принципе позиция православного священника в обществе именно такова, чтобы напоминать об истинных ценностях, которым надо следовать, хотя бы даже весь мир и все властители дума в недолговечной славе своей поносили тебя. Однако именно поэтому особенно вопиющим является высказывание, в котором универсалистские христианские ценности подменены ограниченными, косными и антихристианскими. И как священник, стоящий на первой позиции, важен не только для своей паствы, но и для всех, кому христианские ценности хоть в какой-то степени близки, -- так священник, вставший на вторую, вызывает отторжение и неприязнь. Извините за многословие. Ну и если кого обидел, тоже извините.

[identity profile] mike67.livejournal.com 2010-01-28 10:41 pm (UTC)(link)
Поддерживаю комментарий насчет специального тэга для рассказов. Такие рассказы нам нужны. Про мошенницу, которая всем одежду обещала купить, еще, помню, было. А где это теперь все, спрашивается, искать?

[identity profile] signamax.livejournal.com 2010-01-29 01:10 am (UTC)(link)
еще вспомнил
такая легенда
что от этой семьи которая по моему в 12 м году "бежала" из Сморгони отстал/потерялся мальчик лет семи который с другой семьей попал в америку
опять же по легенде у него по крайней мере одна дочь
имя запамятовал

было бы интересно найти

Page 3 of 4