vba: (Default)
[personal profile] vba
Мне в комментах попеняли, что я недостаточно разбираюсь в "мировоззрении православного священника" Ивана Охлобыстина. И я подумал, как, все-таки, сильны у нас клише. Ежели "священник", то он обязательно с заслуживающим внимания христианским мировоззрением. А то, что он говорит вещи, от которых христианин должен просто себя об стену убить, как-то в расчет не принимается. Уж про историю и не говорю. Если "помещик", то непременно травитель крестьян собаками (раньше), а ныне "Адмиралъ" (с придыханием). Ежели "чекист", то с горячим сердцем и чистыми руками (раньше), а теперь с садистскими наклонностями и фамилией Кац. И чтоб у Адмиралъа непременно ногти выдирал украденными у него же в имении щипцами для омаров.

Вспомнился в связи с этим один эпизод.

Я уже писал, что вырос в Лосинке, где еще с довоенных времен жила моя семья. А в соседских дачах жил вот такой социальный компот:
Михаил Николаевич Г., из мелких дворян, участник революционного движения с 1897 года, дореволюционный профессор-юрист, а ныне крупнейший специалист по тюрьмоведению. Обласкан Советской властью.
Вера Александровна К., из старинного дворянского рода. Резко уплотнена Советской властью.
Афанасий Феофанович С., из крестьян, которым Советская власть дала путевку в жизнь. Женат на дочери купца. Имеет дочь Киру 1921 года рождения.

Кира, соседка и одноклассница моей матушки, здравствует и поныне. Но в паспорте она значится под странным именем Дада.

Михаил Николаевич Г. вел жизнь страшно неосторожную по советским меркам. Дочь его поселилась в Англии. Сам Михаил Николаевич, например, в годы самых сильных антирелигиозных гонений устраивал елки, куда собирались все соседские дети.

Уплотненная и безработная Вера Александровна, знаток многих языков, ходившая в старорежимном жабо, устроилась к Михаилу Николаевичу секретарем. А на площадь, оставшуюся после уплотнения Веры Александровны, поселились родственники веселого Афанасия Феофановича, у которого появился кабинет в Наркомате путей сообщения.

А вскоре пришел 1937 год за своей данью. Надо было кого-то выделить для жертвоприношения.

Ну, и кто оказался жертвой из этой группы? Правильно, Афанасий Феофанович. Его арестовали 16 июня, а через 3 дня - его брата, Петра. Контрреволюционная деятельность и шпионаж.

Кира осталась с мамой и теткой, маминой сестрой. А вскоре пришли и за мамой, женой врага народа и контрреволюционеркой. Среди ночных визитеров была и женщина-НКВДшница (по правилам, ведь женщину забирали).
- Тебе сколько лет? - спросила она у Киры. -Шестнадцать? Ну готовься, пойдешь в интернат для детей изменников родины. Я тебя и оформлю.

Ну это был уже конец всему. Мало того, что осталась без отца и матери, но в интернат для детей врагов народа... А про эти интернаты слухи ходили ужасные.

- А оставить тебя никак нельзя, - объясняла НКВДшница. - Ну допустим, даже захотел кто-нибудь быть твоим опекуном. Но ты же уже большая, 16 лет. Какое опекунство? Давай, давай, готовься.

Кира стала, все же, искать опекунов. Тетка, сестра матери, отказалась. У самой дети, и так сестра арестована как член семьи изменника, нет, не надо нам этого. Лучше от врагов народа подальше держаться.

А Вера Александровна согласилась. Хоть она Кире никто, уплотненная соседка просто. И когда в следующий раз НКВДшница заявилась документы оформлять в интернат, Кира ей сказала, что у нее есть опекун. Вон там, в соседней комнате, в жабо ходит.

НКВДшница удивилась, но забирать Киру не стала. А через несколько дней вдруг пришла и принесла странные бумаги. В них значилось, что некая Дада Афанасьевна С., 1923 года рождения, которой в 1937 году 14 лет, поступает под опеку Веры Александровны К.

-Будешь пользоваться только этими документами, - сказала НКВДшница. - Официально твое имя Дада. Про то, что я приходила, никому не рассказывай.

И исчезла. С концами.

В школе не удивились новым документам. Время такое. Ну, бывает так, человек хочет начать новую жизнь, если родители оказались врагами народа. Даже имя может сменить. Органам виднее. Сын за отца не отвечает, сам Сталин так сказал.

А вскоре Дада Афанасьевна с очень хорошими отметками поступила в МГУ, откуда через два года ушла добровольцем на фронт.

Афанасия Феофановича и его брата Петра расстреляли в один и тот же день 3 сентября 1937 года.
Вольнодумный профессор Михаил Николаевич вскоре получил Сталинскую премию. Никто на него не покусился, так же, как и на его приятеля, бывшего меньшевика А.Я.Вышинского.
Столбовая дворянка Вера Александровна со своими уроками французского тоже без потерь, тихо пережила лихие годы.
После войны из лагеря вернулась мать Киры. Но теплоты в семье больше никогда не было.
Судьба НКВДшницы неизвестна.

Date: 2010-01-28 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
боже какая история...

а почему в семье не было теплоты?

Date: 2010-01-28 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] boruch.livejournal.com
Я думаю, из-за разногласий: НКВДшники тоже бывают люди, или все без исключения звери. Согласись, у этих разногласий была некоторая почва.

Date: 2010-01-28 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Я могу только догадываться.
Во-первых, из лагеря люди часто возвращались с сильно пошатнувшимися жизненными установками. Во-вторых, в этом частном случае родня матери не то что предала... но, в общем, не спасла.

(no subject)

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ondryushka.livejournal.com
Насчёт стереотипов абсолютно согласен. Особливо это видно в интернетах, когда при упоминании определённых слов, к примеру "Сталин" или "священник", появляются толпы не читающих, что написано сталинистов/антисталинистов или истинно верующих/антиклерикалистов, жаждящих холивара.

Что касается конкретно религиозных дел, то особенно часто встречается излюбленный приём приравнивать слова любого полубезумного попа к официальной позиции РПЦ с причмокиваньями в стиле "полюбуйтесь, что творят!"

Date: 2010-01-28 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] rasteehead.livejournal.com
иногда в роли такого попа выступает и сам патриарх :) но это ничего, ему можно.

Date: 2010-01-28 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] boruch.livejournal.com
Ну, любого-то не любого, а когда кто-то из высших иерархов спорол, это отчасти выражение позиции РПЦ, хоть и опосредованное.

Вона у нас такой Овадья Йосеф (кто не знает видный сефардский раввин, духовный лидер движения религиозных сефардов ШАС, большая шишка) спизднул не подумавши о жертвах Холокоста, что они мол грешны в прошлых жизнях, вот Г-подь их и тово-с а хуле, так ШАСу пощас это поминают, а Овадья Йосеф резко удвинулся с первого плана на второй.

Так что разделять конечно надо, но большой человек должен держать в руках своих бесов, когда выступает публично, ибо фигура он публичная.

(no subject)

From: [identity profile] ondryushka.livejournal.com - Date: 2010-01-28 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] boruch.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] loktev.livejournal.com
"Официальная позиция РПЦ" - это благопристойные фразы, не стоящие той бумаги, на которой они написаны. Не по ним нужно судить о господствующих и пропагандируемых РПЦ взглядах.

(no subject)

From: [identity profile] ondryushka.livejournal.com - Date: 2010-01-28 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] loktev.livejournal.com - Date: 2010-01-28 04:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ondryushka.livejournal.com - Date: 2010-01-28 04:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Дело вот в чем: иногда начальство попа как-то реагирует (например, как в случае с Аббатусом (http://lurkmore.ru/%D0%90%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81), временно запрещает в служении). Тогда да, понятно, что его слова ни в коей мере не отражают позицию РПЦ. А иногда реакции нет, и это уже наводит на размышления.

(no subject)

From: [identity profile] ondryushka.livejournal.com - Date: 2010-01-28 04:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2010-01-28 04:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] nikodimitrij.livejournal.com
Удивительная история! Спасибо! В нашей семье тоже есть подобная о том, как маминому двоюродному брату, отца которого расстреляли как врага народа, помог поступить в техникум председатель приемной комиссии этого техникума, который накануне вступительных экзаменов позвал его и сказал, что "потерял" его документы о семейном положении, где как раз и было указано, что отец осужден как враг народа и попросил никому не говорить, что справка была! Дядя мой окончил техникум, а потом вуз, жив, и до сих пор благодарен этому человеку.

Date: 2010-01-28 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Да, как написали в комментах к прошлому посту, были и гималаи и сортир, а мы сейчас часто нивелируем это, сводим к одному уровню. Это несправедливо.

(no subject)

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] unilevel.livejournal.com
Почему у меня складывается такое впечатление, что вы сами себя в чем-то пытаетесь убедить? Словно картинка у вас не складывается, паззлы выпадают...

Date: 2010-01-28 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Не понял Вашего рассуждения.

(no subject)

From: [identity profile] unilevel.livejournal.com - Date: 2010-01-28 04:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unilevel.livejournal.com - Date: 2010-01-28 04:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 05:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unilevel.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unilevel.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unilevel.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unilevel.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unilevel.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2010-01-28 07:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Чушь какая, простите, другого слова не подобрать...

(no subject)

From: [identity profile] unilevel.livejournal.com - Date: 2010-01-28 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2010-01-28 09:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unilevel.livejournal.com - Date: 2010-01-28 09:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] andanton.livejournal.com
Вы очень талантливый рассказчик. Всегда читаю вас с удовольствием, но рассказы - это самое ценное. Вот если бы вы тэги ставили, можно было бы проследить собрание сочинений.

Date: 2010-01-28 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Спасибо. Но эти рассказы как-то хаотичны, какой к ним тэг придумаешь?

(no subject)

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2010-01-28 07:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andanton.livejournal.com - Date: 2010-01-28 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2010-01-29 05:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dusiko.livejournal.com - Date: 2010-01-29 12:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] friendlystrnger.livejournal.com
>откуда через два года ушла добровольцем на фронт.
вернулась?

Date: 2010-01-28 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Да, вернулась, она и сейчас жива, дай Бог ей здоровья. Вернулась, даже с мужем, а потом закончила свой геологический факультет.

Date: 2010-01-28 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] signamax.livejournal.com
знал одного нквдэшника - электриком работал
ну да - прислуживал режиму - за лампочками следил

Date: 2010-01-28 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] signamax.livejournal.com
я слышал что в лосинке голод был в 42
многие умерли
слышали что-то об этом?
кстати немцы были насколько далеко?
в москве я слышал была хоть какая еда а в ближайшем подмосковье уже нет

Date: 2010-01-28 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Я как-то написал об этом раньше. Как раз на эту тему.

http://users.livejournal.com/vba_/27249.html
http://users.livejournal.com/vba_/27436.html
http://users.livejournal.com/vba_/27826.html

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-01-28 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-29 09:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-01-29 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-29 04:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-01-29 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] signamax.livejournal.com - Date: 2010-01-29 01:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andanton.livejournal.com - Date: 2010-01-28 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 06:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] elly90.livejournal.com
Не ожидала, что М.Н. Г-т приятельствовал с Вышинским.

Date: 2010-01-28 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Головой не поручусь, но разговоров об этом было много. Этим, в частности, и объясняли благополучную судьбу М.Н.Г. Но они и работали вместе, скажем, над Уголовным кодексом.

Date: 2010-01-28 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] ukrfan.livejournal.com
я в Гайдпарке писал по этому поводу:
Отец Иван - к сожалению, человек недалекий. У всех людей есть низменные инстинкты: у кого - расизм, у кого - педофилия, у кого - чревоугодие, и так далее. Но этих низменных позывов следует стыдиться и искоренять их в себе, а не гордо сообщать об этом окружающим: прошу любить и жаловать, я - педофил!
То же, что его высказывание встретило столько сочувственных откликов, показывает, что данный порок весьма распространен, и его уже даже не стыдятся.

Date: 2010-01-28 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Да, меня больше удивила... нет, не удивила, огорчила реакция многих.

Ну да ладно, а то меня уже много упрекали, что я травлей занимаюсь.

(no subject)

From: [identity profile] ukrfan.livejournal.com - Date: 2010-01-28 07:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ - Date: 2010-01-28 08:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] observarius.livejournal.com
Спасибо, просто за за историю о хороших людях.

Date: 2010-01-28 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Я рад, что этот кусочек жизни не пропал бесследно.

Date: 2010-01-28 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Вот ить, и крестьянки чувствовать умеют. Только что-то у меня к ним теплоты не прибавляется. Даже не как к классу -- а к этой конкретной спасительнице.

Date: 2010-01-28 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] vovyanych.livejournal.com
Ох узнаю. Как же похоже на то, что покойная бабушка рассказывала про свою коммуналку. Впрочем подробности никому неинтересны. Да и зачем.

Date: 2010-01-28 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
очень хорошо

Date: 2010-01-28 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] a-grabenich.livejournal.com
Спасибо за замечательный рассказ. Настолько завораживающе, что я даже "историка тюрем" не сразу опознал.

При чем здесь о.Иван с его дикими заявлениями, я не понял, но высказаться хочется. Мне кажется, что заявления его задевают не потому, что вот обнаружился православный священник, честно сознающий расистские интенции, а потому, что в его высказываниях ощущается определенный message: не стыжусь ни капли того, чего принято стыдиться в цивилизованных европах и в интеллигентских тусовках. В принципе позиция православного священника в обществе именно такова, чтобы напоминать об истинных ценностях, которым надо следовать, хотя бы даже весь мир и все властители дума в недолговечной славе своей поносили тебя. Однако именно поэтому особенно вопиющим является высказывание, в котором универсалистские христианские ценности подменены ограниченными, косными и антихристианскими. И как священник, стоящий на первой позиции, важен не только для своей паствы, но и для всех, кому христианские ценности хоть в какой-то степени близки, -- так священник, вставший на вторую, вызывает отторжение и неприязнь. Извините за многословие. Ну и если кого обидел, тоже извините.

Date: 2010-01-29 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Абсолютно с Вами согласен.
Я видел несколько раз возражения, что, мол, реакция не соответствует сигналу, слишком она гипертрофированная. Но дело в том, что Церковь все более расширяет свое присутствие в обществе, поэтому практически для всех важно, какие именно ценности несут ее служители.

(no subject)

From: [identity profile] a-grabenich.livejournal.com - Date: 2010-01-29 04:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-01-28 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mike67.livejournal.com
Поддерживаю комментарий насчет специального тэга для рассказов. Такие рассказы нам нужны. Про мошенницу, которая всем одежду обещала купить, еще, помню, было. А где это теперь все, спрашивается, искать?

Date: 2010-01-29 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Спасибо. Я постараюсь сделать.

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 8th, 2025 03:09 am
Powered by Dreamwidth Studios