vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2011-10-13 06:56 pm

Девять дней

К девятому дню со смерти Стива Джобса накопилось уже достаточно отзывов на это событие, чтобы говорить о статистике (я говорю о русскоязычном ЖЖ). Много, очень много было опасений, как бы не перехвалили покойника на поминках, не приписали бы чего незаслуженного. Да и то сказать, мышку изобрел не он, Apple этот самый - далеко не идеал, польза от айфонов с айпадами еще неизвестно какая будет, да и развращение общества потребления, которое и так развращено этим самым потреблением, что дальше некуда, - тоже достижение сомнительное. То есть, если мы уж никак не можем обойтись без надгробных речей, то давайте хоть без культа личности. У нас на культ личности аллергия, мы в гробу видали этот культ, извините за каламбур.

В общем, воздавать умершим надо без соплей и сантиментов, а по прейскуранту, как и подобает честным циникам в нынешнем мэйнстриме. А то, понимаешь, устраивают истерики. Разреши дуракам, так они лбы об гроб разобьют.

Были, конечно, и истеричные личности, которые вовсю поминали вклад Джобса в информатику, маркетинг, даже в массовую психологию. Но одна вещь прошла малозамеченной (мне, конечно, скажут, что нет, о ней в ЖЖ много говорили – но я вот не видел). А именно за нее я ценю Джобса более всего.

У него была такая болезнь, страшнее которой нет. Бывают такие же страшные, но нет страшнее. Эта болезнь - приговор стопроцентный, где чудес не бывает никогда. Бывают разные тяжелые раки, и почти везде есть какая-то надежда (а иногда и оправданно-большая), а тут нет, и примерно ясно, когда приговор будет в исполнение приведен; огромными усилиями дату можно лишь немного оттянуть. Не будет ни помилования, ни побега, а будет только очень мучительная смерть, в ужасных страданиях. И всё! Пустота.

Такое представить для себя лично просто нельзя, воображения не хватит. Но можно вспомнить других людей, как они себя ведут перед тем как навсегда полностью исчезнут. Абсолютно всё теряет смысл. В чему все эти изобретения, богатство, слава, новые идеи, мировое признание? Ничего этого не нужно. Может быть, только о душе поразмышлять, пока действие обезболивающего еще не закончилось? Да и то нелегко. Остается только (как это видно на кадрах кинохроники, где людей ведут на казнь) отрешенно переставлять ватные ноги.

Но когда ты видишь, что стоящий на краю могилы человек продолжает, вопреки всему, жить последнее оставшееся ему малое время вовсе не в слезах, молитвах и предсмертной апатии, а в активности, которая по всем материалистическим законам ему совсем не нужна – это впечатляет. Более того, в такой активности, которая не уступает, а то и превосходит активность в период здоровья. Вот тут и понимаешь, что перед тобой – реально великая личность. А уж насколько там дизайн какого-то айфона хорош или нехорош, это никакого существенного значения для оценки подвига Стива Джобса не имеет. И самое главное, любой нынешний его критик, недовольный "истерикой вокруг жопса", сможет, когда придет его час узнать свой приговор (не дай Бог, конечно), повести себя не менее достойно, чем это сделал человек, умерший девять дней назад.

[identity profile] anatol-olegych.livejournal.com 2011-10-13 04:54 pm (UTC)(link)
Это важный момент, правда, причем вне зависимости от сравнительной ужасности диагноза.

Но вроде бы писали, что как раз у него был не самый ужасный диагноз: "His neuroendocrine tumor wasn’t the worst-case scenario, since it’s often less aggressive than other pancreatic malignancies that can kill patients within a year."

[identity profile] nevinodel.livejournal.com 2011-10-13 04:55 pm (UTC)(link)
Первый человеческий комментарий.
Можно заберу?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 05:00 pm (UTC)(link)
Да ради Бога, у нас же полная свобода.

[identity profile] pigdeon.livejournal.com 2011-10-13 05:01 pm (UTC)(link)
Мне кажется, автор драматизирует ситуацию. "Актер играет до конца". Человек, который всю жизнь сам выбирает себе занятия не имеет другой возможностимодальности. Метания, мне кажется, присущи людям, которые сознательно жертвуют сегодняшним днем, чтобы получить "награду" завтра. И если "завтра" не настает, тут и возникает диссонанс.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2011-10-13 05:12 pm (UTC)(link)
Дорогой друг, есть сколько угодно подобных людей, которые в смертельной болезни стоят до конца на отнюдь не ватных ногах. Просто эти люди не создали епада, поэтому ширнармассы их не замечают.

Но ты-то, как дохтур, должен знать.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 05:17 pm (UTC)(link)
Конечно, такие есть. И это тоже подвиг.
Что не умаляет.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 05:18 pm (UTC)(link)
Возможно.
Поживем еще немного и увидим сами.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 05:23 pm (UTC)(link)
Нейроэндокринная опухоль поджелудочной железы (если это была она), действительно дает несколько больший срок, чем классическая экзокринная, но характеризуется очень сильной метастатической активностью. То есть, печень, лимфатические узлы, ганглии, легкие - все под атакой.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2011-10-13 05:39 pm (UTC)(link)
не умаляет, да, -- но и исключительным тоже не делает.

[identity profile] ira-k.livejournal.com 2011-10-13 05:46 pm (UTC)(link)
а мне кажется, что каждый такой человек - исключение и герой.

[identity profile] nadinefrancaise.livejournal.com 2011-10-13 05:48 pm (UTC)(link)
Я очень хорошо понимаю, о чем вы говорите. У меня дядя любимый от рака умирал, я видеозапись с его дня рождения за месяц до смерти без слез смотреть не могу: он там живее и моложе тридцатилетних, как будто не ему сейчас умирать, а им.
Подвиг, да.

[identity profile] tetushka.livejournal.com 2011-10-13 05:50 pm (UTC)(link)
Да.

[identity profile] vkusniy-dyadya.livejournal.com 2011-10-13 05:52 pm (UTC)(link)
в чём именно героизм?

[identity profile] friendlystrnger.livejournal.com 2011-10-13 05:58 pm (UTC)(link)
а че там пресса брешет, что он типа сам виноват, мол надо было в 2004 на операцию идти, а он "альтернативной медициной" решил обойтись?

[identity profile] nevinodel.livejournal.com 2011-10-13 06:02 pm (UTC)(link)
ОК. Надоело на драки воинственных атеистов с религиозными фанатиками смотреть.

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2011-10-13 06:03 pm (UTC)(link)
Да.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 06:18 pm (UTC)(link)
В этом да, не исключительный. Но и не частый.

Но в сочетании с другими качествами, так сказать, прижизненными, это уже случай очень редкий, а может быть даже и в ряду исключительных.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 06:19 pm (UTC)(link)
Да, именно.
Но это не всегда понимают, увы.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 06:21 pm (UTC)(link)
Я вообще не в курсе деталей его болезни, знаю только в общих чертах. Но полагаю, что никакой "альтернативной медициной" он не пользовался, иначе он бы умер уже лет пять назад.

[identity profile] kisochka-yu.livejournal.com 2011-10-13 06:27 pm (UTC)(link)
Абсолютно согласна. Хорошо, что Вы это сказали.

[identity profile] friendlystrnger.livejournal.com 2011-10-13 06:30 pm (UTC)(link)
полез поискать на бибиси...
http://www.bbc.co.uk/news/health-15197605
практически Ваша статья!

А, вот, что они писали:
"In 2003 Jobs was diagnosed with pancreatic cancer and, rejecting the idea of surgery, set about finding alternative therapy, including a special diet.
He finally underwent surgery in 2004 having kept his illness secret from all but a small handful of Apple insiders."
http://www.bbc.co.uk/news/world-us-canada-12215485

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 06:34 pm (UTC)(link)
Я не онколог, поэтому мое мнение не самое авторитетное. В руководствах, что лежат у меня на столе, пишется, что при этом заболевании хирургическое вмешательство не всегда оптимальный путь продлить жизнь. Там масса всяких нюансов.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 06:35 pm (UTC)(link)
Спасибо, Кисочка.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2011-10-13 06:42 pm (UTC)(link)
//в сочетании с другими качествами, так сказать, прижизненными//

//А уж насколько там дизайн какого-то айфона хорош или нехорош, это никакого существенного значения для оценки подвига Стива Джобса не имеет.//

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2011-10-13 07:15 pm (UTC)(link)
Он сделал в этой своей области столько, что дизайн какого-там айфона картины не меняет. Это не значит, что он превосходит в своей профессиональной активности всех деятелей современности. Но в совокупности с тем, как он проявил свои личные качества перед смертью, это ставит его в самые первые ряды.

Page 1 of 2