vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2013-10-13 04:10 pm
Entry tags:

Все, что было не со мной, помню

В беседе с юзером [livejournal.com profile] revoltp всплыл один интересный вопрос, а именно - была ли в советской литературе художественно отражена реальная повседневная жизнь советских людей второй половины 30-х годов без идеологической сверхзадачи (просоветской или антисоветской)? И правда, скажем о жизни обычных людей начала века можно составить себе представление по книгам Чехова, Бунина, Горького, Куприна. Революционный период - по "Тихому Дону", произведениям Булгакова, того же Бунина, А.Н.Толстого, послереволюционные годы по, опять же, Булгакову, Паустовскому, Катаеву, Олеше, Ильфу и Петрову. Военные годы описали многие; оттепель широко представлена и городской прозой, и деревенской.

Но впечатление такое, что жизнь обычных людей второй половины 30-х осталась творчески не осмысленной. Маловысокохудожественные книги о современниках той поры, блестевшие неестественным лаком, заслуженно забыты. Некоторые писатели, вроде Эренбурга, которым было что сказать, предпочли освещать жизнь людей за границей. Писатели же 60-х, стремясь (справедливо) бороться с гидрой сталинизма, размашисто качали маятник в другую сторону, создав картину действительно езды в трамвае, где половина сидит, а вторая половина трясется. Конечно, это не было правдой, вернее это была правда не обо всех, потому что, безусловно, не все жили в домах на набережной. Достаточно было поговорить с рядовыми людьми той эпохи - далеко не только лагеря и страх репрессий были главными реалиями того времени (хотя и лагеря были, и страх навещал). И получилось так, что идеология про- или анти- вообще присущая российской литературе ХХ века ударила сильнее всего именно по произведениям, отражающим 30-е годы (и, возможно, рубеж 40-х - 50-х).

Но, может быть, я просто упускаю из виду какие-то неидеологические произведения.

Upd. Прочтя комментарии, вспомнил, что можно бы добавить "Великое противостояние" Кассиля.

[identity profile] pascendi.livejournal.com 2013-10-13 02:15 pm (UTC)(link)
А чем Вам Гайдар не нравится? :-)
Там, кстати, и про "сидит-трясется" вполне себе понятное есть.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 03:07 pm (UTC)(link)
Почему мне Гайдар не нравится? Вполне хороший писатель.
ppk_ptichkin: (Default)

[personal profile] ppk_ptichkin 2013-10-13 02:38 pm (UTC)(link)
По аналогии. А что - и откуда - нам известно о жизни простых немецких людей образца 1939-го года?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 03:06 pm (UTC)(link)
К сожалению, я не очень хорошо знаю немецкую литературу середины века. Но у меня есть соображение общего характера. В СССР было много произведений (и часто весьма хороших) о военном времени. Не думаю, что мы знаем много немецких книг о том же периоде.

(no subject)

[personal profile] ppk_ptichkin - 2013-10-13 17:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] ppk_ptichkin - 2013-10-13 18:15 (UTC) - Expand

[identity profile] fumiripits.livejournal.com 2013-10-13 02:52 pm (UTC)(link)
Вспоминается "В поисках советского золота" (http://coollib.net/b/93658/read), про работу американского инженера у нас, в 1928-1937 гг.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 03:08 pm (UTC)(link)
Но это же совсем не советская литература :)

(no subject)

[identity profile] fumiripits.livejournal.com - 2013-10-13 16:45 (UTC) - Expand

[identity profile] mbla.livejournal.com 2013-10-13 03:14 pm (UTC)(link)
кое-что есть, напрмер Вигдорова.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 03:22 pm (UTC)(link)
К сожалению, не читал. Я вообще думал, что она журналистка.

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2013-10-13 15:29 (UTC) - Expand

[identity profile] idelsong.livejournal.com 2013-10-13 03:17 pm (UTC)(link)
О начале 30-х годов есть, например, "Нефть" Бабеля, "Два капитана", "Зависть" - много хороших книг. Честно говоря, и действие "Золотого теленка" происходот в 1930 г.
Edited 2013-10-13 15:19 (UTC)

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 03:26 pm (UTC)(link)
"Зависть", если не ошибаюсь, - конец 20-х, "Теленок" - 30-й. А я о второй половине 30-х.

(Кстати, про "Нефть" Бабеля вообще не слышал. Надо сейчас в интернете посмотреть).

[identity profile] antchi.livejournal.com 2013-10-13 03:23 pm (UTC)(link)
Посижу, послушаю умных людей.
От меня вам Панова, Шефнер, Герман. Каверина тут уже упоминали, а я еще "Открытую книгу" добавлю.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 03:28 pm (UTC)(link)
:)
Каверина я в кармане держал.:)

А про Германа забыл. Да, пожалуй, Герман.

[identity profile] wolk-off.livejournal.com 2013-10-13 04:55 pm (UTC)(link)
Юрий Герман "Один год". Хотя там идеосверхзадача имела место, конечно.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 05:43 pm (UTC)(link)
Да, я уже говорил, что про Германа забыл. Это хороший пример.

[identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com 2013-10-13 05:20 pm (UTC)(link)
Думаю, что про советскую жизнь 30-40-х годов в то самое время в СССР ничего ничего пристойного издано и быть не могло. Цензура. "12 стульев" и "Золотой теленок" - последнее. Но это больше 20-е годы. Зато заграницей - очень много. Но не худлит, а документальные книги, основанные на жизни в СССР или пуешествиях туда. Кстати, может и художественные произведения были... Иностранцы, участвовавшие в индустриализации их писали в обилии. Кроме-то, и в 30-е годы, и во время войны довольно много советского народу на Запад бежало.

А вот среди оттепельной литературы о 30-х годах есть очень сильные и достоверные вещи. Воробьев, например ("Почем в Ракитном радости", "Тетка Егориха" и т.д). Шефнер - "Сестра печали" и др.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 05:49 pm (UTC)(link)
Тут вот Панову упоминали, правильно, мне кажется.

(no subject)

[identity profile] roberto2007.livejournal.com - 2013-10-14 06:15 (UTC) - Expand

[identity profile] lm644.livejournal.com 2013-10-13 05:33 pm (UTC)(link)
Леонид Леонов?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 05:55 pm (UTC)(link)
У Леонова, по-моему, все до 30-х годов (если не считать "Русского леса").

[identity profile] candidg.livejournal.com 2013-10-13 05:36 pm (UTC)(link)
Некоторые писатели, вроде Эренбурга, которым было что сказать, предпочли освещать жизнь людей за границей.

Почему же. У Эренбурга есть несколько "конструктвистских" романов о жизни советских людей. Правда, читать их крайне тяжело.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 05:58 pm (UTC)(link)
Не знаю, не читал.

(no subject)

[identity profile] candidg.livejournal.com - 2013-10-13 23:35 (UTC) - Expand

[identity profile] read-only5.livejournal.com 2013-10-13 06:22 pm (UTC)(link)
Кажется, не назвали "Трое из одного города" ("До свидания, мальчики") Бориса Балтера. Там июнь 1936-го.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 06:26 pm (UTC)(link)
Вообще, да. Хоть и написана "задним числом".

(no subject)

(Anonymous) - 2013-10-13 20:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] antchi.livejournal.com - 2013-10-14 20:54 (UTC) - Expand

[identity profile] nevinodel.livejournal.com 2013-10-13 06:23 pm (UTC)(link)
Второй половины 30-х в независимом виде не сохранилось.
В 36-м был создан союз советский писателей.
Все остальные стали антисоветскими.
Со всеми вытекающими.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-10-13 06:28 pm (UTC)(link)
Ну так и что ж? Например, члены союза советских кинематографистов иногда снимали великолепные фильмы.

(no subject)

[identity profile] nevinodel.livejournal.com - 2013-10-14 05:49 (UTC) - Expand

[identity profile] muh2.livejournal.com 2013-10-13 08:52 pm (UTC)(link)
-Тихо из уголка-
А Зощенко чем не вышел?

[identity profile] abuela-ama.livejournal.com 2013-10-14 07:38 am (UTC)(link)
да, тоже о нем подумала.

(no subject)

[identity profile] antchi.livejournal.com - 2013-10-14 20:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2013-10-14 20:46 (UTC) - Expand

[identity profile] revoltp.livejournal.com 2013-10-13 09:23 pm (UTC)(link)
раз уж обо мне речь. Я не имел в виду "неидеологическую" я считаю "неидеологическую" литературу о том времени невозможной. даже если главный герой столь туп, что не замечает ни массовых репрессий, ни голода ни пропаганды - то автор же должен отразить эпоху.
Но столь тупым героем трудно заинтересовать читателя. Зощенковского персонажа на роман не хватит.
Меня занимает тема "незнания". после доклада 20 съезда все сказали "а мы не знали".
Как они ухитрялись - не знать? Мой знакомый помнил, как мальчиком в школе писал "спасибо товарищу Кагановичу за детскую елку" (разрешили новый год). а потом вымарывал весь класс фото кагановича из учебников. Он запомнил, вопрос осел в душе. И т.п.
воистину, прав Ницше: обычный человек тратит куда больше усилий, чтобы не узнать истину, чем мудрец - чтобы ее найти.

[identity profile] roberto2007.livejournal.com 2013-10-14 06:14 am (UTC)(link)
Можно знать, но подавлять. Как бы "здесь страшно, сюда лучше не ходить". У человека этот механизм очень хорошо развит, иначе бы он не выжил эволюционно. Вымарывание фотографии - все-таки не личная беда, а родственников и знакомых массово не у всех арестовывали.

(no subject)

[identity profile] revoltp.livejournal.com - 2013-10-14 07:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] roberto2007.livejournal.com - 2013-10-14 07:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] revoltp.livejournal.com - 2013-10-14 10:03 (UTC) - Expand

[identity profile] tummim.livejournal.com 2013-10-14 01:54 pm (UTC)(link)
"Танкер Дербент" Крымова.

[identity profile] dmitrij-sergeev.livejournal.com 2013-10-14 10:37 pm (UTC)(link)
Залыгин, "На Иртыше" (?)
Юрий Герман, «Лапшин» (сам не читал, не уверен, что текст хороший, фильм "Мой друг Иван Лапшин" очень люблю).
Edited 2013-10-14 22:41 (UTC)

No title

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2013-10-15 08:22 am (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] alexispokrovski referenced to your post from No title (http://alexispokrovski.livejournal.com/128343.html) saying: [...] Весьма рассудительный френд с отличным слогом [...]

[identity profile] mbla.livejournal.com 2013-10-21 11:25 am (UTC)(link)
Балтера забыли. Наверно, "трое из одного города" и "до свиданья, мальчики" - просто лучшее!