vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2013-12-20 06:21 pm
Entry tags:

Покровские ворота ада

Мои скромные посты с упоминанием Л.И.Брежнева предсказуемо превратились в большой совкосрач. Я и сам любитель вспомнить те времена, но дискуссии очень мешает, когда собеседник начинает аргументировать семейными традициями, при этом легко путая Бебеля с Бабелем. Не сильно этого стесняясь.

Как мне сообщили, слава обо мне как старом чекисте, работающем на реставрацию сталинизма, широко простерла совиные крыла по ЖЖ. Это меня нисколько не удручает, ни в малейшей степени; я видел степень владения историческим материалом рассказчиков про мой чекизм и повеселился вдоволь. Ну будет еще один комический штрих к их характеристикам. Вот если бы какой-нибудь серьезный человек заподозрил меня в пропаганде сталинизма, тут я бы огорчился.

Для остальных, все же, добавлю, чтобы не было неопределенности. Я нисколько не скорблю о смерти советской системы. В ней было много пороков (как, впрочем, и в системах многих иных стран того времени). К концу ХХ века она исчерпала себя и вряд ли могла оставаться долго жизнеспособной. Во что она выродилась сейчас, я не обсуждаю, это вопрос отдельный. Реставрация советской системы невозможна, и нынешнее руководство РФ никогда этого не допустит.

Некоторые мои гости описывали советское время как такое, когда жить было душно, страшно, тошно, беспросветно, ужасно. Я не разделяю такого взгляда (хоть к некоторым сторонам советской жизни относился с отвращением), но я понимаю этих людей и сочувствую им. Однако вместе с сочувствием я бы хотел им сказать, что они были в очень сильном меньшинстве. Поэтому было бы полезно и им понять, что подавляющее большинство людей, живших в СССР (во всяком случае, начиная с 50-х годов) вовсе не рассматривали свое время как время палачей и тиранов.

Почему это полезно, сейчас поясню.

Предположим обычную ситуацию, когда ваш выросший ребенок посмотрит, скажем, картину "Покровские ворота". Помните? Это середина 50-х, время палача и тирана Хрущева и его подручных. И примкнувшего к ним Шепилова.

Посмотрит он это, значит, придет к вам и спросит:
- Мама! (или папа!) Что-то я ничего не понимаю. Почему этим людям душно, страшно и тошно жить? Работяга Савва Игнатьич весело переезжает на новую квартиру. Культурным Орловичам никто не мешает изучать пятистопный метр, к ним все относятся с уважением, и одеты они прилично. Хоботов занимается переводами в свое удовольствие и отдыхает с медсестрой Людочкой в монастыре. Оба не бедствуют, ходят на каток, а ведь в это время гэбуха должна преследовать Пастернака! Правда, есть один мерзкий подручный палачей Аркадий Велюров, он поет с эстрады пропагандистские куплеты ("а в Лондоне туман"), но его почему-то совершенно не презирают за это соседи. Порядочный человек не должен бы подать ему руки, а мы что видим - к нему все относятся с симпатией! Тексты Велюрову дает очевидный сексот Соев, но и Соев не подвергается никакому остракизму! Даже Костик с ним очень мил, причем искренне. Кстати, такое впечатление, что Костик просто не осознает, в каком гулаге он живет - учится себе, шляется по вечеринкам, девушек любит и вообще очень доволен жизнью.
- Мама! (или папа!) Объясните мне, почему им всем не душно, не страшно и не тошно жить? Или это фальшивое пропагандисткое кино, а на самом деле все эти люди плачут по ночам в подушки и мечтают эмигрировать в Техас?

Что вы ответите ребенку?

[identity profile] dakarant.livejournal.com 2013-12-20 06:45 pm (UTC)(link)
Имхо, не стоило так подставляться - брать художественное произведение. Сейчас же скажут, что - да, все ложь, все пропаганда.
Ну, вот так, например, говорят: " Мифы мифами, кто не жил - всё равно ничего не поймёт из фильмов, там лютый пиздёж, но нужно по каждой секунде два часа базарить под водку, чтобы объяснить в чём он, пиздёж этот, заключается. И то ведь не факт, что объяснишь и поймут.А печень не железная." http://kalugin.livejournal.com/183721.html
(Хотя там "Ворота" не упоминаются, да).

(Я, конечно, не на стороне хулителей Союза в целом, скорее наоборот, но вот то, что очень мною уважаемый Калугин говорит в последнем абзаце - не про "ненавидели", а про бюрократию и т.п., что и сейчас есть - поддерживаю скорее).

[identity profile] muh2.livejournal.com 2013-12-20 06:47 pm (UTC)(link)
Черт. Я бы в самом деле заутруднился объяснять ребенку, хоть он уже и взрослый, что отдушиной для меня является только съемка домашнего порно. Хорошо, что это не так.

[identity profile] rikki-tikitavi.livejournal.com 2013-12-20 06:47 pm (UTC)(link)
Был короткий пост на эту тему не очень давно, мужик хорошо изложил - http://batia1969.livejournal.com/2078988.html?mode=reply&style=mine#add_comment

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-12-20 06:47 pm (UTC)(link)
"Полеты во сне и наяву" да, фильм тяжелый.

Но сколько таких фильмов было на Западе в 60-80-е про прихологически безысходную жизнь, потерянное поколение т.д. Частично это вылилось в протест 68-го.
Но не приходило в голову считать эти фильмы обличением какого-то палачества. Дурное устройство жизни и палачество, о котором тут много говорят, все-таки разные вещи.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2013-12-20 06:50 pm (UTC)(link)
Одни познают кромешный ужас глядя на запад, а другие роскошествуют, глядя на восток. Каждый выбирает свое.

[identity profile] babulka.livejournal.com 2013-12-20 06:54 pm (UTC)(link)
Палачества не было особенного. Некая беспросветность, однако, была.
Помню, что после смерти Брежнева в университете не то, чтобы люди открыто радовались, но определенно всеобщий подъем чувствовался явно - хоть что-то изменится, наконец.

(Anonymous) 2013-12-20 06:55 pm (UTC)(link)
В Новочеркасске не шляпы были. Я не понимаю что Вы хотите сказать.
У нас такая история, что если не ссылают и народ макуху не жрет, то уже хорошо жить.

[identity profile] ninazino.livejournal.com 2013-12-20 06:57 pm (UTC)(link)
Вообще-то фильм вышел в 1982 году, в самую глухую брежневщину как ностальгия по тем временам, когда еще была надежда. Так что герои уж никак не мы.
Edited 2013-12-20 19:08 (UTC)

(Anonymous) 2013-12-20 06:57 pm (UTC)(link)
Дурное жизни народу всегда кто-то устраивает. Я не поняла, что такое палачество, психушки при Брежневе?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-12-20 06:57 pm (UTC)(link)
Сейчас же скажут, что - да, все ложь, все пропаганда.

Да уже сказали.

А вот с этим "нужно по каждой секунде два часа базарить под водку, чтобы объяснить" я согласен, только там всего столько надо объяснять, что действительно, печень не железная. И чем 1960 отличается от 1970, а тот от 1980... пьешь, пьешь, а тебе потом говорят "в сортах говнах не разбираюсь".

[identity profile] ninazino.livejournal.com 2013-12-20 06:58 pm (UTC)(link)
Про времена Брежнева все в основном говорят, что было серо и душно. Палачества Брежневу особенно не вменяют.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2013-12-20 06:58 pm (UTC)(link)
Макуху я любил. Почему бы ее не жрать? Эх, где бы сейчас раздобыть макухи?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-12-20 07:02 pm (UTC)(link)
Было ожидание неких перемен. Конец 70-х - начало 80-х было, конечно, сильным контрастом с предыдущим периодом, то есть явный застой (до этого никто и не думал о застое) и ощущение тупика.

Ну так перемены и пришли, довольно быстро.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2013-12-20 07:02 pm (UTC)(link)
Не далее как сегодня мне один молодой человек жаловался на жуткую местную бюрократию. У них в Эквадоре - все совсем по другому. Да, местная - это французская.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-12-20 07:03 pm (UTC)(link)
Наверно, я не знаю. Пишут вот, тиран и палач.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-12-20 07:06 pm (UTC)(link)
В Новочеркасске дело другое. Это не шляпы. В Новочекасске портреты Ленина против отнимания денег.
a_p: (Default)

[personal profile] a_p 2013-12-20 07:10 pm (UTC)(link)
раccкажу ему бородатейший анекдот: "дедушка, а когда было лучше жить: при cталине, при хрущёве или при брежневе? - при cталине. - а почему, дедушка? - у меня тогда cтоял!"

[identity profile] ars-longa.livejournal.com 2013-12-20 07:10 pm (UTC)(link)
Это не агитка, это водевиль. Это, собственно, и ответ.

[identity profile] ign.livejournal.com 2013-12-20 07:10 pm (UTC)(link)
Правильно

[identity profile] ascir.livejournal.com 2013-12-20 07:12 pm (UTC)(link)
Ну вот это как раз довольно легко объяснить на современном примере. Скажем, решительный момент при перемещении из Таджикистана в Германию заключается в переезде из России в Эстонию.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2013-12-20 07:18 pm (UTC)(link)
Водевиль это жанр. Как драма, комедия.
Так что вопрос остается прежним - жизнь героев этого водевиля, она картонная? нереальная? не так жили люди 50-х?

[identity profile] muh2.livejournal.com 2013-12-20 07:18 pm (UTC)(link)
Ты меня спрашивал зачем я тебя читаю? Ну вот. За гостеприимство.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2013-12-20 07:20 pm (UTC)(link)
Смотря с каким паспортом. И, при движении по территории Таджикистана - с какой охраной.

[identity profile] ars-longa.livejournal.com 2013-12-20 07:25 pm (UTC)(link)
Ну да, жанр. В котором есть определенные правила, и который, в каком бы времени его действие не происходило, имеет с нравами и действительностью этого времени так же мало общего как сказки Божены Немцовой - с реальным средневековьем. Экстраполируй, детка.

Собственно, мой детка интересуется новейшей историей и в общем и целом в реалии врубается, несмотря на довольно юный возраст, так что сомневаюсь что мне придется это объяснять.

[identity profile] morgulis.livejournal.com 2013-12-20 07:27 pm (UTC)(link)
>Что вы ответите ребенку?

В Советскую армию сходи, сынок.

Page 2 of 20