vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2015-10-12 06:50 pm
Entry tags:

Разные ли извилины под фуражками?

Вот есть такая холиварная тема – что было бы с Красной Армией, если бы не репрессии 1937-38 годов? Понятно, что такая дискуссия требует определенной дозы цинизма, потому что лишение свободы и казни людей, невиновных в том, в чем их обвиняют, это уже по определению вещь недопустимая. Да, так среди полагающих, что те репрессии не нанесли чрезмерного урона Красной Армии, в ходу аргументы:

1. Репрессии дали ход карьерным лифтам талантливой молодежи, которые раньше сдерживались окостенелыми старыми кадрами высшего командного корпуса;

2. Ценность этих старых кадров сама по себе была очень сомнительна. Нет никаких доказательств того, что старшие командиры и генералы Красной Армии 30-х годов обладали современным военным мышлением и сделали какие-то прогрессивные шаги от схем эпохи первой мировой и гражданской войн. Как были кавалеристами-сабельниками, так ими и остались.

Поскольку история сослагательного наклонения не знает, определенного ответа на эти вопросы быть не может. Однако репрессии коснулись не только армейских военных (достижений которых до конца 30-х годов мы знать не можем по причине отсутствия войн), но и разведки. Но, в отличие от армейских кадров, достижения советских нелегалов за границей мы знаем, и они впечатляющи. Здесь и вербовка среди эмигрантов с похищением ведущих генералов Русского общевоинского союза, и блестяще проведенный "Трест", и активное вмешательство в военно-политическую ситуации в Испании с вывозом ее золотого запаса в СССР, и инфильтрация своими агентами самых высших отделов британской разведки и контрразведки (кембриджская группа)... Таким массовым успехам секретных служб может позавидовать любая страна.

Как мы знаем, репрессии 30-х годов были сильным ударом для этих служб. Их успехи, начиная с 40-х годов были скромнее достижений 20-30-х годов, и, скажем, работающих в Германии мастеров уровня Штирлица мог создать только Юлиан Семенов (вернее даже, Татьяна Лиознова), но никак не советское разведуправление. Если же вернуться к вопросу о цене репрессий, то надо выбирать между двумя основными альтернативами:
а) репрессии в армии не были катастрофой, потому что разведкой за границей занимались люди, несравненно более одаренные и умелые, по сравнению с отсталым командным составом Красной Армии;
б) репрессии в армии были катастрофой, потому что командный состав Красной Армии включал в себя немало ценных квалифицированных кадров, как это было и в советских спецслужбах, работавших за границей.

Интересно, обсуждался ли уже где-то этот вопрос?

[identity profile] vasiljevm.livejournal.com 2015-10-12 07:48 pm (UTC)(link)
ПРо безинциативность красных командиров писал буквально каждый немецкий генерал или фельдмаршал в своих мемуарах. Сегодня думал: поражает. как нагло вели себя немцы, зная безынциативность русских. Шли сражения в Крыму. Очень неудачные, позорные с нашей стороны. Но поражает. что на такой маленькой территории посреди полуострова немцы поставили большой аэродром с него летали, бомбили, действовали. Уже после падения Севастополя , когда наши укрепляли КЕрчь, спокойно жили на этом аэродроме, практически на виду. ПОтом один из наших офицеров не выдержал и пошел танковой колонной на аэродром. Все-таки проявил инциативу. Без всякой подготовки. Конечно, разбили немцев, но остались без горючего, никто ничего не подготовил. ПРоявили русскую смекалку, Намешали немецкий керосин, бензин или непонятно чего с маслом , кое-как потом доошли назад. Двигатели , конечно, сожгли. Или с пикировкой самолетов. Никто пикировать не умел, один офицер пытался проявлять инциативу, типа, стахановец. но к нему практически не прислушивались. Только в своем подразделении он кого-то обучил.

[identity profile] poulsam.livejournal.com 2015-10-13 12:07 am (UTC)(link)
Это не безинициативность. Это превращение страны в орду бюрократов и сплошная канцелярщина. Помню со смехом читал (правда и волосы шевелились), как летом 42-го часть не могла уехать от наступающих немцев - талонов на бензин не было. Бензин был, не было талонов. Талоны с трудом выбили в штабе. Это краткая квинтэссенция савецкого участия во второй мировой