vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2015-10-25 05:58 pm
Entry tags:

Что важнее - тексты литератора или моральный авторитет его личности?

Недавно мы побеседовали с [livejournal.com profile] labas в комментах к его посту, наделавшему немало шума и отмеченному ссылками в самых разных журналах. Я думаю, вы этот пост видели – там в шутливой форме обыгрывается публикация С.Алексиевич 1977 года о Ф.Дзержинском, где Алексиевич апологетически рисует представителя «ленинской гвардии»; кроме того, к статье вполне могут быть предъявлены претензии чисто литературного характера.

Юзер [livejournal.com profile] labas известен своей приверженностью историческим документам, архивным материалам, я всегда его посты читаю с интересом. В этом же конкретном случае, как мне показалось, затраты были непропорциональны результатам. Понятно, что освежевание (прошу прощения) в памяти той старой публикации было привязано к присуждению Алексиевич Нобелевской премии. Так вопрос – позволяет ли знание того, что в 1977 году Алексиевич неумело воспевала Дзержинского, сегодня по-иному взглянуть на решение нобелевского комитета? Мне кажется, что нет.

Вот выжимка из того, что я излагал в комментах.

Допустим, что прочитав статью 1977 года, мы поймем, что Алексиевич была тогда простым конъюнктурщиком. Более того, возможно, в будущем откроются и еще пока скрытые доказательства того, что она и сейчас конъюнктурщик. Ну и что? Что это меняет, если ее тексты объективно гуманистичны (а это единственное, что ценит Нобелевский комитет)? Неконъюнктурщики пренебрегли гуманизмом, а она нет. Почему же никто из блестящих виртуозов пера не призвал милость к падшим описал, например, трагедии женщин на войне и после нее? Так же, как в прошлом блестящие мастера литературы не решились привлекать слишком большого внимания к трагедиям репрессий в СССР, а вот Солженицын решился. А тоже, говорят, не без греха был человек.

Тексты Алексиевич, а не сама ее личность, делают мир лучше

Возьмем такой пример. Сергей Владимирович Михалков, выдающийся детский поэт, по его собственному признанию не любил детей. Не собственных, а вообще. Наверно, не все об этом знают. Можно, конечно, провести расследование, предать широкой гласности этот факт. И что? Изменится отношение к его стихам, изменится их высокая оценка? Запретим мы после такого своим детям петь «Мы едем, едем, едем»? Нет, конечно. Потому что личность художника это дело десятое. Огромное число творцов (в том числе и те, кто пробуждал очень добрые чувства) были просто монстрами, но любим их мы не за это.

Узнаете вы, что Андерсен был педофил – выкинете его книжки из дома?

P.S. Если кому-нибудь в комментах захочется нелицеприятно обрисовать личность юзера [livejournal.com profile] labas, прошу здесь этого не делать. Такому вы вполне можете посвятить посты в своих журналах. А позицию критиковать – сколько угодно.

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2015-10-25 06:25 pm (UTC)(link)
Если это тот Ежи Косинский, который "The painted bird" и "Being there", то я бы сказал, что это совсем другой жанр.

[identity profile] pr-x.livejournal.com 2015-10-25 06:26 pm (UTC)(link)
Напротив, мир -это я и есть.
Если говорить о литературе

[identity profile] lemaet.livejournal.com 2015-10-25 06:37 pm (UTC)(link)
Как- то смотрела ролик с археологиней, чья экспедиция нашла золотой клад. Она рассказывала, что закрыла клад своим телом, потому что испугалась реакции рабочих, смотревших на клад- блеск золота делал их безумными.
В девяностые в израильской русской литературной прессе было много статей, поносивших Бродского, как недостойного Нобеля.
Что- то похожее на золото есть в этой премии, очевидно, если такое количество людей так кипятятся по ее поводу.
И как берегут свой покой- действительно, что за истерика по поводу чужих бед и страданий!
Что касается книжки о Дзержинском- не все ( в том числе мамы и папы пишущих, многих) были лицемерами и лизоблюдами, как С. В. Михалков, некоторые по наивности и неведению верили в сов. власть вполне искренне.

[identity profile] tandem-bike.livejournal.com 2015-10-25 06:37 pm (UTC)(link)

интересно кому это пришло в голову. номинация, етц.
читать ее конечно никто и нигде не станет, хоть 10 раз переводи. Уолкотта кстати тоже не читают. а вот Тони Моррисон во всех школьных программах. т.е. что читают а что нет... оно отдельный разговор.

я про нее, пр_х, вообще ничего не знала, я уехала за много лет до того как ее вообще начали печатать и награждать. и как-то в мое "диссидентское чтение", довольно обширное, она не попала.
так что прочитала я ее недавно. зато много.

в присуждении ей нобеля по ЛИТЕРАТУРЕ ( а не МИРУ например) - есть некая логика. если кто-то считает что ее книги послужили, изменили, поспособствовали, улучшили и так далее - что же, тогда конечно.
и впечатление такое - среди моей не вполне тупой а наоборот френдленты - что это 50:50.
многие, как я, не могут это словоплетение с гноем читать. я кстати дочитала, просто чтобы не быть голословной и не заслужить рабиновича который напел.

их половина на простой глаз.


а другая половина считает что ее книги нечто поразительное, высокодуховное, важное, что они их задели и улучшили. ну и дай им бох, я не претендую на абсолютную правоту, отнюдь.
вы же у меня подзамком, посмотрите три поста про нобель и мое недоумение. у меня есть теория, как именно делятся на 50:50 мои френды ( да и тут похоже 50:50) - но я ее не готова озвучить.
Edited 2015-10-25 19:17 (UTC)

[identity profile] definite.livejournal.com 2015-10-25 06:40 pm (UTC)(link)
Недавно многих возмутило, когда кто-то из высоких представителей российских властей заявил: "Мы никогда и не скрывали, что ..." (и дальше что-то про Донбасс или Сирию). Возмутила именно наглость заявления, потому что все отлично помнят, что именно что скрывали, да еще как. Но это политики, от них ожидаешь вранья, только иногда удивляешься особо циничным случаям.

А от писателя, тем более гуманистической направленности, тем более отмеченного премией, как-то все же ожидаешь некоторой рефлексии. Типа, вот раньше думал так, а потом глаза открылись. Или, если самому стыдно, вообще какие-то темы не затрагивать. Разумеется, Савлы неоднократно превращались в Павлов, но в исходной истории про Савла это событие все же замотивировано и подробно описано, в отличие от наблюдаемой истории.

[identity profile] tan-y.livejournal.com 2015-10-25 06:43 pm (UTC)(link)
"Вместо "Больше никогда!", Победу в этом году отпраздновали под лозунгом "Можем повторить."

"литература, в которой война предстаёт той мерзостью, которой она является"

вот это самое важное, имхо.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2015-10-25 06:46 pm (UTC)(link)
Или, если самому стыдно, вообще какие-то темы не затрагивать.

Я правда не знаю, затрагивала ли Алексиевич в последние годы тему пламенных революционеров, которой касалась 40 лет назад.

[identity profile] antontsau.livejournal.com 2015-10-25 06:48 pm (UTC)(link)
да ладно Андерсен. Доджсон (который Льюис Керрол) лолей не просто очень любил, но и активно фотографировал в голом виде, на только-только появившееся в то время чудо техники, фотоаппарат с мокроколлоидным процессом. Сейчас бы его лет на двадцать законопатили.

[identity profile] malpa.livejournal.com 2015-10-25 06:54 pm (UTC)(link)
Эээ... А при чем тут Косинский?

[identity profile] klimev.livejournal.com 2015-10-25 06:54 pm (UTC)(link)
А какие её произведения заставляли читать и где заставляли: в школе, институте...? Меня сия чаша как-то миновала. Вот, например, речь Ленина "Задачи союзов молодёжи" законспектировал в своё время минимум раз шесть. Труды Леонида Ильича - заставляли. Даже Виля Липатова "И это всё о нём", помню, учитель литературы заставляла читать, и не только читать, а ещё и снятый по этой книге многосерийный фильм смотреть. А про Алексиевич я услышал только где-то после 1987 года.

[identity profile] tandem-bike.livejournal.com 2015-10-25 06:58 pm (UTC)(link)
И как берегут свой покой- действительно, что за истерика по поводу чужих бед и страданий!"""""


мне кажется - вы плохо поняли этих людей. они не покой - а вкус свой берегут.

тот проект который из себя представляет творчество лауреатки - это "перформанс арт", компиляция оторванных ног и выбитых глаз, сопровождаемых ее надрывными и бессмысленными вступлениями и комментариями..


если подобное может послужить цели мира во всем мире - ради бога, хоть десять нобелевок пусть дадут. мне этот спор еще интересен потому что скажем собирать деньги на инвалидов или тяжело больных считается - что проще с "человеческим лицом" - если показать конкретного васеньку с глазом почти выдавленным на щеку глиомой зрительного нерва - то лохи взвоют от ужаса и жалости к изуродованному ребенку, и возьмутся за яндекс-кошелек?


я не знаю правда ли это, и например дадут ли денег на васеньку, который скоро вырастит еще три глиомы и умрет, или на дашеньку, у которой муковисцидоз, которая красотка, и мучиться будет еще лет 20 и ей реально можно облегчить ее жизнь - мы этого не знаем, васенька или дашенька соберут больше дукатов или нет. но мы знаем про силу страха и отвращения. видимо произведения алексиевич, рассчитанные на возбуждение максимального страха и отвращения - могут тоже повлиять на кого-то.

не на меня. не на примерно 50% опрошенных. а из тех 50% на кого повлияли - они не из тех кто войны начинают.

[identity profile] klimev.livejournal.com 2015-10-25 07:12 pm (UTC)(link)
Особенно забавно наблюдать, когда кипятятся и при этом утверждают, что премия потеряла значимость. Ну, ежели потеряла, то кой смысл так переживать по поводу того, что какому-то очередному "русофобу" вручили какую-то малозначимую премию? Вот если бы этого очередного "русофоба" наградили, например, премией РПЦ, тогда, да - был бы повод для покипятиться.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2015-10-25 07:13 pm (UTC)(link)
Да, тоже неплохой пример.
Что будем с Алисой делать?

[identity profile] antontsau.livejournal.com 2015-10-25 07:19 pm (UTC)(link)
как что? Экранизировать в порнушном духе! Wait, oh shi... уже давно сделано, еще в 1976 году.

Image

[identity profile] tan-y.livejournal.com 2015-10-25 07:21 pm (UTC)(link)
забыла назвать часто встречающуюся претензию - что ей плевать на войну и рос. проблемы, а пишет она о том, за что лучше платят - тогда про дзержинского, сейчас русофобию, потом еще куда надо повернет.

Опять же на признание ее книг гуманистичными это не катит.

[identity profile] jozhin.livejournal.com 2015-10-25 07:22 pm (UTC)(link)
По поводу связи личности автора и произведений Маяковский исчерпывающе высказался ("я поэт, этим и интересен").
По поводу грехов молодости. Шаламов был арестован за участие в троцкистской группе; Галич писал совершенно мэйнстримно-соцреалистические пьесы и очень недурно жил на гонорары; можно вспомнить Пастернака, Солженицына, да хоть историю ареста Ландау.
Вроде бы это всем интересующимся вопросом известно.
Кстати, и их вспоминали по аналогичным поводам, правда, тогда не за русофобию обличали, а немного за другое; но обличающие при всем том мало поменялись и непонятно в какую сторону.

[identity profile] irem2.livejournal.com 2015-10-25 07:36 pm (UTC)(link)
А кто у нового лауреата за Алису?

Проблема в том, что Светлана Александровна как писала плохо 40 лет, так и продолжает. Хороший перевод и правильная тема не делают человека писателем. Так можно и какого-нибудь Бубеннова сделать лауреатом. Белая береза переведена на 40 языков.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2015-10-25 07:40 pm (UTC)(link)
Бубеннова нельзя сделать нобелевским лауреатом. Почитайте критерии присуждения премии.

[identity profile] uhum-buheev.livejournal.com 2015-10-25 07:43 pm (UTC)(link)
Смесь документальной и художественной прозы, особенно когда она касается политизированных тем и автор встает в позу обличителя - взрывоопасна.

Формально "Раскрашенная птица" была заявлена как беллетристика, но документальность канвы поначалу ни у кого не вызывала сомнений. Кормильцев хорошо описал (http://magazines.russ.ru/inostran/1999/3/kormi.html).

[identity profile] polenova.livejournal.com 2015-10-25 07:46 pm (UTC)(link)
Обама получил нобелевскую премию мира, а не литературную. Ее лауреаты выбираются по совсем загадочным критериям, там соседствуют академик Сахаров и Ясир Арафат.

[identity profile] irem2.livejournal.com 2015-10-25 07:48 pm (UTC)(link)
А чем Бубеннов отличается от Шолохова?
Edited 2015-10-25 19:48 (UTC)

[identity profile] pr-x.livejournal.com 2015-10-25 07:48 pm (UTC)(link)
Да.
Насчет русской литературы - там возникли две нации.
Для меня проза Быкова и Прилепина это графомания, в плохом смысле этого слова.
Но есть же любители...
И так во всем.
Разделенное царство, говорят, не устоит.
Посмотрим, что останется

[identity profile] labas.livejournal.com 2015-10-25 07:49 pm (UTC)(link)
Ну я там тебе в комментах отвечал, хочу и здесь уточнить: вопрос, достойна или недостойна С.А.Алексиевич Нобелевской премии меня совершенно не интересует.
Т.е. обсуждение этого вопроса бурлило и до моей записи, продолжилось и в комментариях к ней.

Вопрос, надо ли было публиковать текст очерка про Дзержинского, для меня тоже не стоит. Эта информация была неизвестна, она имеет общественную релевантность, значит, ее надо публиковать.
Тем более она вступает в некоторое противоречие с излагаемыми в биографии фактами про антисоветизм и диссидентство (я видел твое возражение про Галича и Солженицына, но все же там был процесс последовательный, а тут параллельный: будучи антисоветчицей и диссиденткой, она получает премию Ленинского комсомола). Словом, если этот шум подвигнет кого-то разобраться в ее советской биографии, то и отлично.
Но я согласен с тобой, биография не имеет прямого отношения к текстам: судят же литератора по текстам.

Вопрос формы, в очередной раз повторюсь, как раз обсуждать можно. Задним числом готов признать, что форма была выбрана неудачно. Я рассчитывал смягчить эффект, а получилось наоборот.

Ну и отдельно то, что меня восхитило в обсуждениях у меня: упреки в публикации сканов очерка и объяснения (многоголосные), что в СССР все были одним миром мазаны, ну и что же с того.
Былые требования открытых архивов и поголовных люстраций как корова языком. :)
Edited 2015-10-25 19:49 (UTC)

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2015-10-25 07:59 pm (UTC)(link)
готов признать, что форма была выбрана неудачно. Я рассчитывал смягчить эффект, а получилось наоборот.

Вот тут точно возражу. Для меня, во всяком случае, именно смягчение эффекта и произошло. И отлично.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2015-10-25 08:00 pm (UTC)(link)
Один из комментаторов сказал, что главное в произведених лауретессы "чтобы на Западе узнали". Ну или шире "чтобы люди узнали". Другая, что творчество ее состоит в (ангажированной) подборке оторванных рук и выпущенных кишок, т.е. верить узнанному следует с острожностью. Ну примерно, как интервью Первого канала с беженкой - тоже ведь очевидка, вроде, и распятый мальчик тоже ужасы войны, надо, чтобы люди узнали? Публикация Лабаса добавляет данных полезных для оценки надежности полученноо из книг лауретессы знания.

Page 2 of 8