vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2010-07-21 11:50 am

Июль 1980

Сейчас взялись праздновать юбилей Московских Олимпийских Игр. Вообще-то, юбилейная эпилепсия это гнилой симптом, признак застоя, это нам еще Леонид Ильич показал. Но я сейчас о другом, о нынешнем ретроспективном взгляде на ту Олимпиаду.

В ЖЖ появилось довольно много воспоминаний о том, какое это было омерзительное зрелище. Вот типичный пост, где рассказывается, как автор "с чувством огромного отвращения к надвигающемуся мероприятию" уехал прочь из Москвы на это время. И много сочувственных комментов к таким постам про "позорище", "гадко" и т.п.

Как мы все помним, те Игры были особенными из-за бойкота, вызванного Афганистаном. Но негативно относящиеся к тому мероприятию, сейчас, как правило, не вспоминают Афганистан, мерзость мероприятия уже была ясна им и без всякого Афганистана. И тут мне видится одно противоречие. Допустим, что в декабре 1979 года карты легли чуть по-другому, и Афганистана бы не случилось, что вполне было вероятно. Тогда на Олимпиаду приехали бы и американцы, и европейцы... и все-все-все, и играли бы, и праздновали... А как же быть тогда с "омерзительностью мероприятия"? Американцу не омерзительно участвовать, французу не западло смотреть с трибуны Лужников, а честным несовковым гражданам СССР, в отличие от забугорных буржуев, вся эта спортивная свистопляска в Москве очень неприятна и гадка? Так, что ли?

Поминают сейчас и Высоцкого, умершего в те дни, часто противопоставляя его светлый образ ужасам совка образца 1980. Но вот уж кто ни тогда, ни сейчас не назвал бы Московскую Олимпиаду "отвратительным мероприятием". Вообще, мне кажется, что если бы Высоцкий прожил дольше, то людям, слепившим миф о "поэте-борце с режимом", было бы неприятно видеть его позицию в пост-перестроечное время. Это был человек столь нелюбимой ими советской закваски (советской не в смысле строя, а в смысле страны), в том же спорте неоднократно рассказывавший, как "наши ребята за ту же зарплату уже пятикратно уходят вперед". Так что, сдается мне, что Высоцкий 21-го века мог бы многих огорчить до невозможности.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-07-21 03:52 pm (UTC)(link)
Творчеством, творчеством высказывал.
И с Булатом Шалвовичем у него не много общего.

[identity profile] ma79.livejournal.com 2010-07-21 03:57 pm (UTC)(link)
мне кажется чтолюдивыше, включая [livejournal.com profile] alpolish тебя немного неверно поняли (а может я понял неверно)
высоцкий многих бы "разочаровал" в 90-е/00-е но не тем что говорилбы о том что в СССР был рай, а тем что говорил бы что то что пришло на смену СССР - совсем не рай
он бы не удился с капитализмом точно так же как и с коммунизмом. его претензии к миру были и впрямь сугубо эстетическими. вттолкьо мир который бы его устроил - его НЕТ, хоть он и верил что можетего изменить

[identity profile] zapiens.livejournal.com 2010-07-21 03:58 pm (UTC)(link)
Согласен. Я, собственно, просто формально не соглалися с Вашим заявлением:

Могли сажать диссидентов или вводить танки в Чехословакию, Высоцкий ни словом и ни намеком в своем творчестве это не осуждал...

[identity profile] ira-k.livejournal.com 2010-07-21 03:58 pm (UTC)(link)
а почему "попеть для своих" это плохо? мальчики 18-летние, которых из деревень под пули поставили в чем виноваты? почему бы для них не попеть?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-07-21 04:02 pm (UTC)(link)
Разве я говорю, что это плохо?

[identity profile] ira-k.livejournal.com 2010-07-21 04:02 pm (UTC)(link)
"И с Булатом Шалвовичем у него не много общего."
да, общего мало, но взаимоуважение было и сохранилось, как к поэту, так и к человеку. Булат Шалвович Владимеру Семеновичу претензий не предъявлял.

[identity profile] yucca.livejournal.com 2010-07-21 04:03 pm (UTC)(link)
Я в основном помню, что появился сок в маленьких пачечках с соломинками, и как мы все от него балдели.

[identity profile] alpolish.livejournal.com 2010-07-21 04:03 pm (UTC)(link)
Зачем глобальной? Не надо глобальной. Только локальной, о которой Сахаров спустя 10 лет на съездах нардепов пытался сказать.
А какой ещё империей её следует рассматривать? Я не болельщик в принципе, но логику Вашего знакомого мне понять не трудно. Здесь как-то было принято отождествлять спортивные победы с достижениями режима, а успехи работников искусств с заслугами партии.
Однако ежегодное проведение конкурса Чайковского и МКФ не вызывает никакого негодования. А всё потому, что нет многомиллиардного воровства и краснозвёздных "вувузел". И "рвать на куски" никто никого не собирается и т.п.
Так же будет и с Сочи-2014. Здесь, в отличие от Ванкувера, на другой чаше весов 70% населения, живущего за чертой бедности.

[identity profile] ira-k.livejournal.com 2010-07-21 04:05 pm (UTC)(link)
нет. но я поняла, что "попеть для своих" вы приводите как факт поддержки (или скорее отказ осудить) военные действия в афганистане. или нет?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-07-21 04:05 pm (UTC)(link)
Нет, конечно, он не говорил бы, что в СССР был рай. Но на вкус многих он был бы слишком советским.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-07-21 04:06 pm (UTC)(link)
А разве я сказал, что они перестали бы друг друга уважать?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-07-21 04:09 pm (UTC)(link)
Да, отказ осудить. В США люди, отрицательно относившиеся к вьетнамской войне, не ездили туда поддерживать своих солдат. А другие ездили.

Just FYI.

[identity profile] ira-k.livejournal.com 2010-07-21 04:30 pm (UTC)(link)
"В США люди, отрицательно относившиеся к вьетнамской войне, не ездили туда поддерживать своих солдат. А другие ездили. "
"we are not against the soldiers we are against the war" - один из классических лозунгов анти-военных демонстраций.

The USO was in Vietnam before the first combat troops arrived, with the first USO club opened in Saigon in April, 1963. The 23 centers in Vietnam and Thailand served as many as a million service members a month, and the USO presented more than 5,000 performances during the Vietnam War featuring stars such as John Wayne, Ann-Margret, Sammy Davis Jr., Phyllis Diller, Martha Raye, Joey Heatherton, Wayne Newton, Jayne Mansfield, Redd Foxx, Rosey Grier, Anita Bryant, Nancy Sinatra, Jimmy Boyd, Lola Falana, and (of course) Bob Hope. Even Philip Ahn, the first actor of Korean descent to become a Hollywood star, became the first Asian American USO performer to entertain troops in Vietnam.[17]

In addition, the USO operated centers at major U.S. airports to provide a lounge and place to sleep for American servicemen between their flights. Vietnam historian James Westheider noted that the USO "tried to bring a little America to Vietnam." Volunteer American civilians, who did 18-month tours, staffed the clubs. According to Westheider, "The young women wore miniskirts - no slacks were allowed." Each club had a snack bar, gift shops, a barbershop, photo developing, overseas phone lines, and hot showers.[18]

When providing entertainment, the USO did its best to attract known stars from back home to help relieve the stresses of war. Even Senator John Kerry recalled how important this kind of diversion would become. He remembered a "Bob Hope Follies" USO show, which included actress Ann Margret, Miss America, football star Rosey Grier, and others. According to Kerry biographer Douglas Brinkley, "When the Swift finally made it back to the My Tho River, the crew confronted the heartbreaking sight of a huge Navy landing craft ferrying the troops back. The USO show was over." Kerry later wrote, "The visions of Ann Margret and Miss America and all the other titillating personalities who would have made us feel so at home hung around us for a while until we saw three Chinook helicopters take off from the field and presumed that our dreams had gone with them."[19]

But for GIs who saw the show, it was worth it: "We turned to watch Ann perform, and for about two minutes of American beauty, the war was forgotten. Everyone fully understood just what was really worth fighting for. . . . The show was fantastic, but the escape the Bob Hope tour provided us in expectation for days before, and after, helped us keep in touch with what we were there for -- God, Country, apple pie ... and Ann-Margret!"[20]

The visits by the stars meant a lot to the men and women in Vietnam. "It was not just the entertainment; it meant that they were not forgotten that far away from home," writes Westheider.[18] He adds that the tours made a "deep impression" on the stars as well. Singer and actress Connie Stevens remembered her 1969 tour with Bob Hope, when she decided to go despite the fact she had two children both under the age of two. Today, she claims that "veterans were still stopping her and thanking her for visiting Vietnam over 30 years later."[18]

[identity profile] ira-k.livejournal.com 2010-07-21 04:33 pm (UTC)(link)
а вы перестали уважать? кого из них конкретно?

[identity profile] a-grabenich.livejournal.com 2010-07-21 04:50 pm (UTC)(link)
Ну-ну, Вы же не можете всерьез считать, что "бунтарь" и "борец с режимом" -- это одно и то же. Бунтовать (так это слово на сегодняшний день употребляется, век назад было иначе) можно как раз против лицемерия, косности, несправедливости. А кто ж диссидента назовет бунтарем?

Инакомыслящий не знаю, а "противостоящий удушающему совку" -- ну, стиль совсем не мой, а так согласен. Что не так-то? Я и сейчас помню, совсем пацан был, -- а все мы понимали, и кто такой сосед справа, который помер, а то бы "правду мне сказал", и про жителей, которые "не желают больше видеть укротителей". Да и от самой свободы обращения со словом шел такой свежий ветер, что просто караул.

Ладно, слова словами, а я и в самом деле не понимаю, о каких Вы говорите людях, "слепивших миф о поэте, борце с режимом". Какие-то замороченные антисоветчики, которым любая мелочь -- повод поклеветать? Хоть какой-нибудь артефакт, который Вас задел?

Re: Just FYI.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-07-21 05:03 pm (UTC)(link)
Я не понял, как это противоречит тому, что я написал.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-07-21 05:05 pm (UTC)(link)
Ни в коей мере я не перестал никого из них уважать.
Более того, я даже не считаю Олимпиаду-80 черным пятном в истории СССР.

[identity profile] alpolish.livejournal.com 2010-07-21 05:12 pm (UTC)(link)
Мне показалось, что пост был не о Высоцком и Афганистане, а о том, что случись этой олимпиаде произойти на год раньше, то это был бы настоящий праздник.

[identity profile] ma79.livejournal.com 2010-07-21 05:19 pm (UTC)(link)
мне показалось что выше в комментариях вы, помимо прочего, опровергаете тезис о "советской закваске" высоцкого, упомянутой в посте

[identity profile] fuflolog.livejournal.com 2010-07-21 05:24 pm (UTC)(link)
Во-во. И еще "58-ю дают статью, говорят, ничего, вы так молоды".

[identity profile] alpolish.livejournal.com 2010-07-21 05:40 pm (UTC)(link)
Да ни в кем случае! Очень даже советская, одна из самых, на мой взгляд, советских.
Просто "советская закваска" - это ещё не залог "бурных и продолжительных аплодисментов, переходящих в овацию".
Беда в том, что почти у всех нас закваска советская. Даже у тех, кто от неё бурно открещивается.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2010-07-21 05:41 pm (UTC)(link)
Погодите, Вы всерьез думаете, что в строке "помер мой сосед, что справа" есть какой-то подтекст?

[identity profile] a-grabenich.livejournal.com 2010-07-21 05:43 pm (UTC)(link)
В строке нет. В песне -- как-то никогда сомнений не было. А что, могло не быть?

[identity profile] aka-author.livejournal.com 2010-07-21 06:13 pm (UTC)(link)
Ха-ха. История. Жили мы тогда на даче в Челюскинской. По ярославской дороге. Наш дачный хозяин, Ефим Вениаминович, едучи с работы, из Москвы в Челюскинскую, то есть, купил кочан капусты. Сел на лавочку, на станции, кажется, "Сверянин", а сумку с капустой рядом положил. Когда подошла электричка, народ кинулся к дверям, и Ефим Вениаминович тоже. Сумка с кочаном осталась на лавочке, он ее в суматохе забыл. Через окно электропоезда он увидел, как к сумке кинулись двое в штатском. Разминировать.

[identity profile] aka-author.livejournal.com 2010-07-21 06:17 pm (UTC)(link)
*** фрондерствующие интеллигенты с фигой в кармане, которые представляли себя свободолюбивыми волками из "Охоты на волков" ***

Вы этих фрондерствующих интеллигентов прямо насквозь видите, прямо насквозь. И фиги в их карманах, и образы в их головах.

Page 3 of 4