vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2013-06-02 03:41 pm
Entry tags:

1937--й. Если друг оказался вдруг...

Распространенной ошибкой является суждение о давних делах на базе сегодняшних понятий. Вот пример. Три четверти века прошло с тех пор, как завертелась мельница Большого Террора. Причем одними из первых она перемолола самих мельников – сотрудников ГПУ-НКВД. И сегодня многие полагают, что выбивание признаний в работе на польскую, японскую, английскую разведку или на белоэмигрантские круги было не более чем циничным поводом к расправе. Не могли же в самом деле люди, искушенные в политике, действительно верить, что честнейшие большевики, делом доказавшие свою преданность партии и государству, на самом деле - замаскированные вражеские агенты.

Выскажу крамольную мысль. Именно люди, в политике искушенные, могли искренне в это верить. Потому что подобные примеры были у них перед глазами.

Время после гражданской войны показало немыслимые случаи перемены лагерей. Кажется, что нормальный человек просто представить себе такого не может.

В прошлом посте я упоминал Александра Александра Якушева, действительного статского советника, ставшего утонченнейшим агентом ОГПУ. Рядом с ним мы видим Опперпута, храброго офицера, завербованного чекистами, активнейшего участника «Треста», который вдруг переходит на сторону своих врагов, лично борется против большевиков и героически погибает. Правда, существует апокриф, что погиб он уже в 1943 году в Киеве, будучи расстрелянным гестапо, как советский подпольщик.

Вообще, что касается «Треста», то википедия пишет:
«Западный историк Джон Костелло, который имел ограниченный доступ к документам операции, вспоминал, что общий объём бумаг составлял тридцать семь томов, а материалы состояли из такого хитросплетения двойных агентов, замены кодовых имен, и запутанных обманных операций, что российским историкам из разведывательных служб не просто отделить факты от вымыслов.»
Другими словами, даже сейчас разобраться, кто был чьим агентом на самом деле, очень трудно, если вообще возможно.

Далее, сын генерал-лейтенанта Ф.Ф.Абрамова, одного из лидеров Белого движения, зам. председателя РОВСа, оказался не только агентом НКВД, но и профессиональным советским разведчиком. Абрамов-сын сдал целую сеть эмиссаров РОВСа в Болгарии и, более того, оказался причастен к похищениям людей, очень близких его отцу.

Но, наверно, самый поразительный случай – предательство генерала Скоблина, который и организовал похищение агентами НКВД генерала Миллера. Генерал Скоблин был человеком, стоящим выше всех возможных подозрений – герой Первой мировой и гражданских войн, начальник Корниловской дивизии, один из столпов Добровольческой армии. Поверить в то, что Скоблин – агент Сталина, это примерно как поверить в то, что Тухачевский – агент Гитлера. И тем не менее, сейчас мы знаем, что Скоблин был завербован чекистами и выполнил целый ряд заданий НКВД.

И вот теперь поставим себя на место сотрудников НКВД середины 30-х годов. Уж они-то знают, что завербованным может быть кто угодно. Они же сами и вербовали людей, причем таких, в отношении которых подозрений вообще быть не может. И если даже в самом сердце белоэмигрантского движения и иностранных разведок были советские агенты, то почему не могло быть зеркальной ситуации, когда советские органы были бы поражены изменой? Так что психологически люди в партии и органах были подготовлены к тому, что МОЖЕТ БЫТЬ ВСЁ. И абсолютно любой непогрешимый большевик реально может оказаться и японским, и английским шпионом. Причем, как мы видим, это не было бы паранойей. Ну а если даже сотрудники спецслужб искренне верят в возможную измену кого угодно, то что говорить об обычных людях?

Такая психологическая ситуация была, конечно, бомбой. Они и сработала. Грех было ей не воспользоваться.

[identity profile] labas.livejournal.com 2013-06-02 02:03 pm (UTC)(link)
С одной стороны, да, это сейчас недооценивается. У меня в загашнике, к примеру, есть несколько личных дел по операции Цеппелин (подготовка абвером диверсантов для заброски в советский тыл во время войны). Так там в двух или трех герои рассказывают что-то типа "в 1937 вступил в контакт с резидентом немецкой разведки в Саратове", "В 1938 в Новосибирске со мной вышел на связь немецкий агент". Не вполне ясно, какова там доля правды, они наверняка хотели выслужиться перед новыми работодателями, но в любом случае для них такие факты кажутся вполне реальными.
С другой стороны, в том и задача государства, чтобы с припадками паранойи бороться, Сталин же своими пометками на полях этот маховик только раскручивал.
Edited 2013-06-02 14:03 (UTC)

[identity profile] reader59.livejournal.com 2013-06-02 02:12 pm (UTC)(link)
Ну, вообще-то верить в то, что "возможно буквально все", даже для работников спецслужб считается профессиональной деформацией, подлежащей коррекции в силу полной профнепригодности такого субъекта к практической службе, - больше семи кругов проверок не бывает, где-то надо останавливаться, а пытки вообще к делу пригодны только в исключительных случаях. Для простого же смертного оное есть исключительно результат промывания мизерного количества мозгов.
Их, собственно, и "корректировали": с 1925 примерно по 1953 г. под нож пошли то ли три, то ли четыре генерации таких "полезных идиотов".
Но смысл происходившего вовсе не в том, что кто-то во что-то верил. Нормальная Азия: пришедший к власти султан обязан вырезать всех, кто ему властью не обязан, включая даже и собственных кровных братьев, не говоря уж о братьях идеологических: в этой культуре если не вырежешь тех, для кого ты нелегитимен, - обязательно будешь вырезан сам. Нукерам при этом процесс можно объяснить как угодно, главное, чтобы исправно махали ятаганами.

[identity profile] dimrych.livejournal.com 2013-06-02 04:08 pm (UTC)(link)
Данные по 37-году засекречены. Или уничтожены, что более вероятно. А то, что отредактированы, то это точно.

Поэтому бесполезняк об этом рассуждать.

[identity profile] misha-makferson.livejournal.com 2013-06-02 05:47 pm (UTC)(link)
>Причем одними из первых она перемолола самих мельников – сотрудников ГПУ-НКВД.
Начало Большого террора это "кулацкая операция" по приказу 00447. Там была просто бойня и признания во всевозможной антисоветской деятельности из простых, зачастую неграмотных мужиков действительно выбивались. Всё сотрудники НКВД понимали, "вот есть люди которых назначено убить". Потом были массовые операции, "польская", "немецкая", "харбинцы" и т. п.
Да собственно что рассуждать документы же есть, что сотрудники НКВД себе думали

ОВЧИННИКОВ Иван Васильевич родился 31 октября 1898 г. в дер. Леонтьево Варнавинского уезда Костромской губернии в семье крестьянина-середняка. С ноября 1936 по май 1938 года- начальник УНКВД г.Томска. В марте 1941 года осуждён по ст. 58-10 ч. 1 и ст. 193-17 п. «Б» УК РСФСР к высшей мере уголовного наказания – расстрелу. Расстрелян 18 мая 1941 года.

Из протоколов допроса

…Безумная обстановка 1937 года, безумное проклятое время, тот психоз, которым были охвачены все мы, лишили разума и обрекли с неизбежностью рока на действия, которые возведены сейчас в преступление.

…Я совершил в прошлом действия и поступки, которые при совершении их я по той обстановке не считал преступными, ибо никакой другой цели, как польза дела и точное выполнение директив УНКВД, я не имел. Да во всех этих поступках, которые возведены в ранг преступления, виновен не столько я, сколько та объективная обстановка работы и поведение других работников, указания и директивы УНКВД, которые я не мог не выполнять. Тогда была другая политическая обстановка, другой политический разум и вытекающая из него оперативная сознательность. Сейчас же “другие времена, другие песни”.

…Я был поражен установками на размеры операции, на упрощенный порядок следствия, на методы вскрытия правотроцкистских организаций и т.д. Я пережил тогда жуткие минуты страшной внутренней борьбы, примерял свою совесть и рассудок, не согласные с этой операцией, с необходимостью выполнения долга службы, диктуемого сверху со ссылкой на Москву, но бороться с этой линией НКВД не смел, т.к. думал, что раз Москва требует – значит, так надо; значит, я оперативно и политически отстал, не вижу того, что видно с Московской колокольни, на которой сидел Ежов. А ведь Ежов – это не только Нарком НКВД, это для меня был, прежде всего, секретарь ЦК и председатель комиссии партийного контроля. Это, как говорится, не фунт изюму. Все ссылки на него в УНКВД я понимал, прежде всего, как ссылки на указания ЦК ВКП(б). Да и как можно было сомневаться, если тебе говорят о директивах ЦК и правительства, если прокуратура дает такие же директивы, если дела по правым и троцкистам рассматривались в суде явно упрощенным порядком..."

Архив УФСБ РФ по Томской области. Д. 5621. Т. 8. Л. 25–26, 43.

(Anonymous) 2013-06-02 06:42 pm (UTC)(link)
Времена были фантастические.
Абрамов все-таки неудачный пример, он советский. Скоблин молодой, нуждался, да еще жена такая. Я не оправдываю, но на войне проще жить. Слащев интересная фигура и опять похоже жена "помогла" вернуться.
Вы не знаете, кто был прообразом Мышлаевского, который потом у красных служил?

[identity profile] shopa-golic.livejournal.com 2013-06-02 07:21 pm (UTC)(link)
я конечно читатель, а не историк, но подавляющий объём информации о разведке/контр- исходит от самих её работниках коим веры нет, абсолютно никакой веры и ни в чём.
вообще (помимо общей ревизии советских легенд и былин) было бы интересно проанализировать эффективность "легендарных органов" вне ссср - кто, где, когда и как использовал продукт искромётнейшей работы гру/кгб/свр и сколько же счастья он принёс стране за вычетом его себестоимости. кстати уж, работа органов на внутреннем фронте, понятно что очевидна и несомненна. успехи налицо. образцовая работа. на века.

[identity profile] theverythinker.livejournal.com 2013-06-02 07:37 pm (UTC)(link)
ели в этой солнечной Австралии друга дружку злые дикари..(с)
глупо людоедов судит с позиции вегетарианцев - то да таки...

[identity profile] shopa-golic.livejournal.com 2013-06-02 07:47 pm (UTC)(link)
и, по моему, в сознании людей начала ХХ века (в том числе и следователей нквд конечно) - "шпион" само по себе понятие олицетворяющее продажность и измену.
если существо есть "английский шпион" то понятно шо он и японский и гондураский, кто заплатит того и шпион, а потом он еще и заказчика продаст.
глуповатые и наивные предки и не думали о столь сложных и многогранных личностях как товарищ щтирлиц, шо любит всерьёз свою засекреченную родину и откладывает деньги не только на взносы в нсдар, но и в ркп(б). это наше поколение такое умное и просвещённое.
Edited 2013-06-02 19:47 (UTC)

No title

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2013-06-02 11:02 pm (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] shopa_golic referenced to your post from No title (http://shopa-golic.livejournal.com/303322.html) saying: [...] или ли вы мой тезис много вы слышали об их агентах, разрекламированных самими чекистами? Reply [...]

[identity profile] bbb.livejournal.com 2013-06-06 04:58 am (UTC)(link)
Все-таки между завербованными чекой белыми эмигрантами и советскими чиновниками была одна очень большая разница.

А именно - эти белые эмигранты были на самом деле никто. У них не было ни денег, ни власти, ни статуса. Они могли называть себя генералами или фельдмаршалами, но подчинялось им в лучшем случае десяток человек, да и то имевших полное право в любом момент отказаться от этого подчинения.

Понятно, что для них это было психологически очень тяжело. Осознавать себя безнадежно проигравшим, оказаться на обочине жизни, быть лишенным родины, выглядеть посмешищем. Не удивительно, что в этой среде почва для вербовки - по мотивам патриотизма и т.д. - была достаточно благодатной.

Кстати, думаю, что среди тех эмигрантов, кто достиг в эмиграции более или менее устойчивого профессионального статуса - инженеров, врачей, предпринимателей и т.д. - завербованных было много меньше. Если были вообще.