vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2015-10-23 07:01 pm
Entry tags:

О Военной Тайне в СССР

Предыдущие посты про секретность в СССР (которую, возможно, хотят возродить) вызвали некоторое расстройство. Чтобы окончательно покончить с этой темой – еще один рассказ очевидца, забавный. В нашем заведении работал один довольно молодой завлаб, который потом отразил советские годы в своей книге, тривиально названной "Институт". Там он рассказывает о нашем институте, настоящих фамилий не раскрывает, но для тех, кто там долго работал, тайн никаких нет. И, в том числе, есть эпизод про советскую секретность. Он довольно длинный, так что я его вкратце изложу своими словами.

История такова. Один знакомый попросил автора быть оппонентом на диссертации из пищевого института, там что-то на тему эмульсионных добавок в колбасу. Автор сам химик по образованию, в эмульсиях разбирается, отказать знакомому неудобно, согласился. Через некоторое время приходит автору официальное письмо из этого пищевого института с просьбой прислать заверенное первым отделом подтверждение, что у автора есть допуск к секретности. Как представит допуск, так дадут и диссертацию читать.

Тут надо сказать, что у нас и генеральный директор, и просто директор всегда ограждали и себя, и всех сотрудников от секретности (иначе мы не могли бы ездить за границу, а это был один из главных ништяков). Поэтому автор ответил, что допуска у него нет, и он категорически отказывается его оформлять. Из пищевого отвечают, что без допуска оппонировать нельзя, все очень, очень секретно. И не оппонировать нельзя, уже все официальные бумаги на защиту ушли. Катастрофа.

Пришлось задействовать самые высокие сферы, первые отделы двух институтов списывались и нашли соломоново решение – дать допуск сроком на месяц без фиксирования этого дела в отделе кадров. Автор и его друзья стали ломать голову, что же такого архисекретного может быть быть в советской колбасной продукции, что об этом никому и знать невозможно. Возникла идея, что готовят биологическое оружие для врага, чтобы он как попробовал этой тайной колбаски, так и просраться до полного поражения не смог бы.

И вот специальным пакетом пришла в первый отдел диссертация, строго велено было читать ее запершись, никому не показывать, черновики отзыва уничтожить, а сам отзыв сдать, опять же, в первый отдел. Стал автор ее читать, вроде ну ничего тайного. Сравниваются разные эмульгаторы, чистая прикладная физическая химия. Где ж тут секреты?

Кончается диссертация тем, что эмульгаторы добавлялись в реальные колбасы, которые обычно поставляют в городские магазины, ну и там оценивался внешний вид колбас, стойкость к хранению, все такое. Опять же ничего сверхсекретного. Стал автор читать внимательнее. И нашлось!

Все эти результаты были сведены в таблицы, в которых были указаны составы колбас, куда добавлялись эмульгаторы. Первым номеров шла колбаса «Столовая» с составом, указанным в процентах, – белок соевых бобов, измельченный хрящ крупного рогатого скота, крахмал, соль и специи, пищевые красители, отдушки с запахом мяса и эти самые эмульгаторы. В других колбасах («Любительская», «Молочная», «Столичная») были другие соотношения, но ингредиенты были те же.

Вот это и была самая главная тайна, которую нельзя было никому доверять, кроме чекистов и самых проверенных советских людей – в обычной сетевой колбасе, поступавшей в нормальные магазины, мяса не было вообще. А это было таким секретом, который не должен был знать не только иностранец, но даже и советский человек.

И вот интересно, если бы нашелся в Стране Советов предатель, который бы донес эту Военную Тайну врагам по холодной войне - стало бы это тяжелым ударом для партии и страны?
Не знаю про тогда, но если бы сегодня подобная утечка информации случилась бы и супостаты ее раззвонили, это только бы еще больше подняло рейтинг руководства.

P.S. Предвижу традиционные комменты и даже уже даю на них ответ.
Да, в СССР случалась вкусная колбаса, не чета нынешней и даже заграничной.
Да, в Елисеевском магазине была отличная ветчина, не чета нынешней.
Да, секс в СССР был, да еще какой! Не чета нынешнему.

[identity profile] killerofmorons.livejournal.com 2015-10-23 11:00 pm (UTC)(link)
да уж, страшный либерально-капиталистический сон.
никакого, понимаешь, предпринимательства с бизнесом не сделать.
нерукопожатно. ((

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2015-10-23 11:02 pm (UTC)(link)
Раз информация для ограниченного круга, то какой-то допуск точно нужен. Но приятель жаловался больше на неудобства: каждый раз, когда ему надо было какую-нибудь справку из ГОСТа, он должен был тащиться в спецбиблиотеку.

[identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com 2015-10-23 11:07 pm (UTC)(link)
Прям с производства и пиздел? Не помню, чтоб видел краковскую в магазинах после середины 70-х. Впрочем, в Москве я нечасто бывал...

[identity profile] elekrovevik.livejournal.com 2015-10-23 11:41 pm (UTC)(link)
Тупость какая. Могу с реальным технологом-пищевиком познакомить, работавшем на мясокомбинате 40 лет. Сою просто не могли добавлять в то время, тогда соя стоила дороже мяса! Ее не сажали в таких объемах как сейчас, шла только в комбикорма. И претензия в наше время, не к натуральному соевому белку, ткоторый даже сейчас будет весьма дорогим удовольствием, а ГМО. Тогда пищевая химия была не так развита и все эти дбавки увеличивали стоимость, автор писавший эту лабуду, явно запутался во времени.
Edited 2015-10-23 23:56 (UTC)

[identity profile] 13-klyaks.livejournal.com 2015-10-24 04:00 am (UTC)(link)
О да, хрящи и крахмал - это жуть как дорого. А уж вода...
Добавки, конечно, стоимость увеличивали - но без них это наверняка было вообще несъедобным, а комментатор явно запутался во времени: все это делалось в первую очередь для экономии не денег, как сейчас, а мяса, которого попросту не хватало, несмотря на соевые белки в комбикормах.

[identity profile] sadovnikmuller.livejournal.com 2015-10-24 04:24 am (UTC)(link)
Я был мал, я был дитя.(с)
В каждом уважающем себя городке в СССР был как минимум колбасный цех, откуда несознательные представители рабочегои класса выносили немного "для дома для семьи".

[identity profile] tiny-reader.livejournal.com 2015-10-24 06:03 am (UTC)(link)
Все тут о колбасе, а мне понравилось вот это:
Тут надо сказать, что у нас и генеральный директор, и просто директор всегда ограждали и себя, и всех сотрудников от секретности (иначе мы не могли бы ездить за границу, а это был один из главных ништяков).
Прекрасно ездили с допуском по форме один, и по форме два (не говорю уж о третьей). В служебные командировки, да. Так это же и есть "ништяк". Могли не пустить с формой один, скажем, по приглашению, в гости. А по службе ехали.
Можно еще добавить, что директору или заведующему лабораторией просто по должности допуск полагался.

[identity profile] anker-s.livejournal.com 2015-10-24 06:29 am (UTC)(link)
смешной анекдот, но автор(ы) ещё смешнее.

[identity profile] jason-rook.livejournal.com 2015-10-24 07:40 am (UTC)(link)
Интересно, а что сказал бы Фрейд насчёт одержимости автора колбасой?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2015-10-24 08:11 am (UTC)(link)
Спасибо, посмеялся.
Вообще, это очень комично, когда мне рассказывают, как на самом деле я жил.

Интересно только одно, где Вы таких сказок понаслушались.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2015-10-24 08:21 am (UTC)(link)
Да, я, подумавши решил, что был несправедлив к институту. Я ведь о нем ничего не знаю, кроме этого отрывка из книги. А есть такие люди, которые посмотрят на райский сонм и увидят в нем гадюшник. И очень скоро узнают как Гавриил нехорошо посмотрел на Михила, и что Михаил шепнул всевышнему об Илье, и какие знаки показывают, что Петр хорошем настроении. Политики в общем. Как, скажем, Путин. Тебе, видимо, такие нравятся.

И да - хотя бы один такой человек наверное есть в любой лауреатской комманде. Некоторые из них очень хорошие ученые.

[identity profile] polenova.livejournal.com 2015-10-24 08:59 am (UTC)(link)
Для сравнения настоящую попробовать хотя бы надо было. А так - вполне себе икра. Зернистая. Солененькая. Кстати, в любом американском супермаркете продается. Недорого. Называется "black caviar artificial". Последнее слово маленькими буквами. Еще там есть икра красная, белая и желтая. Написано на боку, что сделано из натуральных рыбных продуктов. В списке ингридиентов ( мы Америка или где?) присутствуют вещества совершенно загадочные, они Менделееву в кошмарах не снились. А вот натуральный рыбный продукт куда-то делся. Отлчить на вкус черную икру от желтой я не могу. Закусываю сардинками.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2015-10-24 09:13 am (UTC)(link)
Это, разумеется, не сказки. У меня, как у _всех_ выпускников моего института была вторая форма. Что, действительно, не препятствовало служебным поездкам.

[identity profile] polenova.livejournal.com 2015-10-24 09:27 am (UTC)(link)
И вас таких опровергателей - 146%.
Если вы знаете как было, зачем опровергать-то? Только посещамость поста поднимаете. Беда с советскими энтузиастами, они плохо учились в школе и совсем статистику не понимают.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2015-10-24 09:28 am (UTC)(link)
Ага-ага. Ну расскажи, как в 70-80-е годы люди с первой формой "прекрасно" (как тут написали) ездили на работу в учреждения США и Зап. Европы. Безнадзорно. А, может быть, ты сам ездил?

И заодно расскажи про то, что все завлабы обязаны были иметь допуск.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2015-10-24 11:17 am (UTC)(link)
Насчет первой формы я, вроде, никто не писал (а что Секреты Колбасы ограждались первой формой?). Насчет второй - могу написать, если тебе в самом деле интересно. Ничего особенного на самом деле. Ударный труд, наличие совместных проектов и академики на подтанцовке. Я не хвастаюсь, я был молод и просто шел в струе, пробивали все это люди постарше и поактивнее - вот вроде твоего знакомого.

На самом деле я, думаю, что это зависело от первого отдела и от реальности допуска. Вполне возможно, и даже вероятно, что к "рабочему" допуску относились серьезнее, чем к "учебному". Мне хорошо знаком случай, когда женщину с первым (а может и вторым) допуском не выпустили с мужем ехавшим в командировку. Не помог даже звонок целого директора-академика. Но это все-таки скорее частная поездка.

Но совершенно точно просто наличие допуска второй формы - серьезным препяттвием к поездкам не было. Там была куча более серьезных препятствий. Мало было этих поездок.

Edited 2015-10-24 11:18 (UTC)

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2015-10-24 11:53 am (UTC)(link)
Насчет первой формы я, вроде, никто не писал

Устал уже тебе говорить - читай перед тем, как в тысячный раз писать "а я против". Ну к чему становиться посмешищем?

Вот из коммента, в ответ на который я написал "сказки", а ты кинулся тут же эти сказки защищать:

Прекрасно ездили с допуском по форме один

[identity profile] muh2.livejournal.com 2015-10-24 12:00 pm (UTC)(link)
Я не пишу "я против". Я описываю свой опыт. Указывая условия. Если я пишу, что ездили со строй формой, то это значит, что я утверждаю, что ездили со второй формой. В этой части комментарий, на который ты отвечал - не сказки.

Сторого говоря я почти уверен, что ездили и с первой, но это уже нужно было быть Большим Человеком или агентом. А может и не нужно, не знаю.

Ты извини, но ты уверен, что после "секретов колбасы первой формы" ты точно знаешь, как _не_ становиться посмешищем?
Edited 2015-10-24 12:01 (UTC)

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2015-10-24 12:10 pm (UTC)(link)
Обычно, после того, как тыкнут носом в фейл, принято съезжать на "а что там у хохлов". Не отходи от стандарта, лучше не получится.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2015-10-24 12:14 pm (UTC)(link)
Ну вот ты и съехал.

Да, а как там у хохлов я узнаю через две недели. Если интересно - могу потом рассказать.
Edited 2015-10-24 12:18 (UTC)

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2015-10-24 12:20 pm (UTC)(link)
Так что с этим "Насчет первой формы я, вроде, никто не писал"?

Это чьи слова, кто писал? Пушкин?
Давай, повыкручивайся.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2015-10-24 12:45 pm (UTC)(link)
А что с этим? Ничего. Насчет первой формы я ничего не писал. Я явно написал, что у меня была вторая и с ней можно было ездить. Так что давай - ходи кругами дальше. Или перечитай, что я написал и успокойся уже.

[identity profile] Лев Горенштейн (from livejournal.com) 2015-10-24 02:56 pm (UTC)(link)
Вот не могу пройти мимо: пизде'ть - это врать/болтать/балаболить. А что с завода - то пи'здить. :)

[identity profile] nevinodel.livejournal.com 2015-10-24 03:26 pm (UTC)(link)
Ну, думаю, авторы секретных материалов не только колбасой были одержимы.

[identity profile] tiny-reader.livejournal.com 2015-10-24 03:34 pm (UTC)(link)
Так оно и было, как Вы рассказываете. У моего мужа была форма два. Он ездил. Это в 80-е годы. У директора института была форма один. Он ездил в командировки несколько раз в год.
В 70-е проблема была, действительно, не столько в допуске, сколько в том, что поездок было немного. В СКБ, где работал мой папенька, все завлабы имели допуск формы два, ездили завлабы, которые были членами партии. (Моему мужу отсутствие партбилета не помешало защититься, стать завлабом, печататься за рубежом и ездить).

Page 5 of 6