vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2009-08-25 10:07 pm

По поводу флешмоба «Метро Курская»

Вот французы имеют Сталинградский бульвар и в Париже, и в Ницце, но при этом вполне полагают Сталина тираном и вовсе не считают, что без него Россия бы пропала. И ничего, не страдают от раздвоения сознания.

И если бы сейчас где-нибудь в той же России восстановили какой-нибудь дворец с символикой Николая II, это не вызвало бы поножовщину в ЖЖ «мне стыдно за воспевание злодея» против «такие как вы развалили великую Империю». И правильно. Вот была у нас такая история, такая архитектура, ну да. А историю переписывать – себе дороже.

А как какое-нибудь упоминание Сталина хоть даже в музейном контексте, так сразу безумные сталинисты начинают биться со своими оппонентами. Так и хочется сказать – да плюньте вы на этого Сталина. Что же вы так убиваетесь? Вы же так не убьетесь.

(Тут Гитлера часто поминали. Так и представляю себе, как в музей, где выставлены нацистские плакаты, приходят неонацисты и бурно одобряют эту выставку. Мол, идеи фюрера живут и побеждают).

[identity profile] malpa.livejournal.com 2009-08-25 08:37 pm (UTC)(link)
Просто как-то там сейчас все одно к одному. То школьный учебник истории сообщает, что Сталин был эффективным менеджером, то тут эта станция. Не случайно оно, не случайно.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-08-25 08:41 pm (UTC)(link)
Эффективный менеджер, с этим, конечно, надо разбираться, кто там эту околесицу пишет. А чем закончилась история с учебником? Как-то сейчас глухо об этом...

[identity profile] malpa.livejournal.com 2009-08-25 08:45 pm (UTC)(link)
Я тоже толком не знаю, но вот на днях был такой разговор:
http://community.livejournal.com/warsaw_ru/190893.html?thread=1611181#t1611181

[identity profile] malpa.livejournal.com 2009-08-25 08:47 pm (UTC)(link)
Ну а уж заявление российских историков о том, что Вторую мировую войну, по сути, развязала Польша... Нет слов.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-08-25 08:54 pm (UTC)(link)
Как я понял, это не российские историки заявили. Это Минобороны повесило что-то... но потом отозвало.

(no subject)

[identity profile] malpa.livejournal.com - 2009-08-25 21:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] malpa.livejournal.com - 2009-08-25 21:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2009-08-25 22:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] malpa.livejournal.com - 2009-08-26 07:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2009-08-26 11:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ex-rofer.livejournal.com - 2009-08-25 21:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] malpa.livejournal.com - 2009-08-25 21:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ex-rofer.livejournal.com - 2009-08-25 21:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] malpa.livejournal.com - 2009-08-25 21:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ex-rofer.livejournal.com - 2009-08-25 21:50 (UTC) - Expand

[identity profile] labas.livejournal.com 2009-08-26 12:09 pm (UTC)(link)
Не учебник, а "Новая газета".
http://langobard.livejournal.com/2383402.html (см. комментарии)

[identity profile] malpa.livejournal.com 2009-08-26 12:15 pm (UTC)(link)
Ну значит, все в порядке. Нет в России попыток обелить сталинизм.

(no subject)

[identity profile] labas.livejournal.com - 2009-08-26 12:22 (UTC) - Expand

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2009-08-25 08:59 pm (UTC)(link)
а то ты сам не понимаешь, почему оно так.

[identity profile] andanton.livejournal.com 2009-08-26 12:52 am (UTC)(link)
Страна особая, народ особый. Точка не поставлена и нескоро будет. По поводу Ленина вроде понемногу все успокаиваются, хотя там тоже далеко до исторической отстраненности.

Вот вы поднимали дискуссию об алкоголе. Правильные вещи говорили. Кто ж в здравом уме спорить будет? Теперь все то же самое - и в обществе чукчей или алеутов. У которых гена какого-то не хватает. Про культуру пития и пользу красненького. Да они от запаха спиваются! Сухой закон и нормы отпуска сахара в одни руки - единственный способ сохранить людей. А здесь вам понемногу впрыскивают разврат в вену. Тут музей, там надпись, тут исторический фактик... Это правда, в Париже есть улица Робеспьера (при чем тут Сталин? у французов свои тираны). Но это, знаете, уже не изменит отношения нации к тем событиям. А в России меняет, еще как меняет. Поэтому люди и бьются. Помирать не хотят потому что если что не так пойдет.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-08-26 08:42 am (UTC)(link)
Вот это и пугает, что страна все еще особая и, похоже, никак не хочет из этого выходить. С безумно гипертрофированной сенсибилизацией к символам, а не к реальности. Просто шаманство какое-то.

Впрочем, здесь надо делать поправку на то, что базары в ЖЖ это еще не есть реальная жизнь. Я думаю, подавляющее большинство пассажиров метро "Курская" даже и не обратили внимание на сталинские метки.

[identity profile] yucca.livejournal.com 2009-08-26 03:50 am (UTC)(link)
В кои-то веки я с Вами не согласна. Бульвар-то Сталинградский, а не Сталинский. А судя по фотографиям, речь идет не только об артефактах эпохи. Лозунг крупными буквами "Нас вырастил Сталин..." на станции метро - совершенно не то же самое, что дворец с символикой. И, кстати, "За веру, царя и отчество" было бы ровно столь же неуместно.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-08-26 08:46 am (UTC)(link)
Но ведь никто и не делает сейчас проспекта Сталина в России. Как Вы правильно сказали, Сталинградский не есть Сталинский.

И хороший пример с "За веру, царя и отечество". Вот спинным мозгом чувствую, что не было бы никаких массовых скандалов по такому поводу. Мол, было такое в истории, да...

[identity profile] yucca.livejournal.com 2009-08-26 03:45 pm (UTC)(link)
Может, потому что ни одному царю не удалось погубить столько народу и так недавно?
А все же мне кажется (я могу только по фотографиям судить, конечно, может и ошибаюсь), что на музейный экспонат это никак не тянет. Ну вот, скажем, на памятник Сталину в центре Москвы Вы так же среагировали бы?

[identity profile] countrclockwise.livejournal.com 2009-08-26 04:17 am (UTC)(link)
"Что же вы так убиваетесь? Вы же так не убьетесь."
- Это хорошо. Это беру на вооружение.

[identity profile] cema.livejournal.com 2009-08-26 04:34 am (UTC)(link)
Да, это хорошее.

[identity profile] countrclockwise.livejournal.com 2009-08-26 04:57 am (UTC)(link)
Одессой пахнет. Жванецким :)

[identity profile] pilpilon.livejournal.com 2009-08-26 06:39 am (UTC)(link)
Дискуссии дискуссиями, а памятник Николаю второму как поставили, так и взорвали. И так раза три.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-08-26 08:48 am (UTC)(link)
Ну это уже сильно маргинальные слои балуют. Памятники героям Отечественной войны вон в России тоже собирались взрывать. Но это уж полная экзотика.

Так ведь не восстанавливают.

[identity profile] a-grabenich.livejournal.com 2009-08-26 09:35 am (UTC)(link)
Возвращают. Не говорят -- народ уже привык, не будем трогать, городская среда впитывает в себя память поколений. Говорят -- плохие люди отняли это у наших отцов и дедов (Сталина убирали, как я понимаю, в связи с решениями 22-го съезда -- почти 50 лет назад). Говорят -- обидели человека тысячелетия, пигмеи, говорят, восстали на титана. Вона что говорят.

На высшем уровне, впрочем, пока не говорят. Так, по мелочи. То пакт М.-Р. похвалят, то очернителей поругают. Вот и волнуется народ.

Re: Так ведь не восстанавливают.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-08-26 11:33 am (UTC)(link)
Вот и хотелось бы понять, почему даже 50 лет спустя (уж поколения сменились) упомянутую фигуру считают титаном, корифеем и человеком тысячелетия.

Re: Так ведь не восстанавливают.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2009-08-26 11:57 am (UTC)(link)
А насчет Петра или, скажем Наполеона тебя этот вопрос не мучает? Казалось бы уже не два, а много больше поколений сменилось - удивление должно быть намного жгучее (да, я в курсе, что ни к тому, ни к другому отношение не однозначное, но вензеля на Старом мосту никто не сбивает).

Re: Так ведь не восстанавливают.

[identity profile] a-grabenich.livejournal.com 2009-08-26 12:28 pm (UTC)(link)
Ну, это гораздо более распространенный вопрос :) Я скажу, что я думаю, а Вы меня простите, если я буду многословен, хорошо?

Я думаю, образ Сталина осеняет собой рубеж, с которого (как многим кажется) началась порча мира. Вот, например, сталинская архитектура -- очень много людей говорят: как замечательно, какая красота, сталинский ампир, ар деко и т.п. Мне конкретный образчик кажется редкостным уёвесьма спорным эстетическим достижением, ну да ладно. Но обычно люди, даже несталинисты, имеют в виду что? Вот, дескать, строили так строили, не "мишкины книжки" да церетелевские мишки, не говоря о хрущобах. При Сталине были бараки, там, люди бают, было такое ар деко, ни дай Бог никому; но бараки сталинками никто не кличет; квартира в сталинском доме еще и сейчас символ благосостояния. И так происходит не только с архитектурой. С тех пор, разумеется, всё только портилось.

Сталин маячит на этом рубеже как фигура мощной, испепеляющей брутальности. Высокий уровень насилия осмысляется в рамках этой картины как необходимый для поддержания так называемого "порядка". "Порядок" -- субстанция мифологическая; это то, чего одному не хватает для того, чтобы в магазине была колбаса, другому -- чтобы эта колбаса стоила правильную цену, третьему -- чтобы сосед, сука, закончил свою перепланировку. Даже антисталинистская риторика присвоила эту тему соотнесенности порядка и насилия: да при Сталине, говорят сталинисту, тебя бы первого посадили. Вот probegi, например, высказался по указанному поводу: http://probegi.livejournal.com/1361587.html

Именно поэтому миф не просто устойчив к рассказам о сталинских репрессиях, но, увы, с некоторого момента еще и подпитывается ими. И плюнуть на Сталина пока не получается. Слюны не хватает.

[identity profile] netsquire.livejournal.com 2009-08-26 10:53 am (UTC)(link)
Смешно. Вы уж определитесь, станция метро - это музей или транспортное сооружение?
Тогда и все понятно станет!

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-08-26 11:15 am (UTC)(link)
Нет, уж это Вы сначала определитесь - Пашков дом в Москве это архитектурный памятник или библиотека?

[identity profile] netsquire.livejournal.com 2009-08-26 11:26 am (UTC)(link)
Нет, сперва Вы: Медведев - это правитель России или неизвестно, кто?

А на самом деле - я Вам реальный путь предложил, как выпутаться из мнимого парадокса... И Вы это прекрасно поняли. Ну, дело Ваше!
;-))

(no subject)

[identity profile] netsquire.livejournal.com - 2009-08-26 12:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] netsquire.livejournal.com - 2009-08-26 12:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] netsquire.livejournal.com - 2009-08-26 13:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] netsquire.livejournal.com - 2009-08-26 13:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tummim.livejournal.com - 2009-08-26 14:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tummim.livejournal.com - 2009-08-26 14:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2009-08-26 14:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2009-08-26 15:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2009-08-26 15:25 (UTC) - Expand