vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2012-11-23 06:41 pm
Entry tags:

Культур-мультур

В комментах к прошлому посту [livejournal.com profile] sergeyoho задался вопросом, почему симпатия к произведениям некоторых писателей (из упоминавшихся – Пелевин, Булгаков, самая писечка, конечно, Ильф с Петровым) часто негативно оценивается людьми культурными. Ну, не так, конечно, как если ты признаешься, что тебе Айвазовский нравится, но в интеллектуальном рейтинге ты на несколько пунктов приспустишься.

Действительно, почему?

Мне кажется, что негатив этот вырастает из попсовости этих мастеров. Уж слишком многим они нравятся, в том числе и тем, с кем не присядешь на одном поле. А это раздражает.

Вот назовите мне хотя бы одного мастера, в любви кому было бы совершенно не стыдно признаться в интеллигентном кругу, и, в то же время, он был бы любим широкими слоями. Мне в голову никто не приходит.

И в заключении, несколько слов опять же про юбиляра. Вернее, про себя.

Про себя могу только повторить слова тов. Сталина "я чэловэк рускай културы". Я никогда не буду знать и чувствовать иностранный язык так же хорошо, как русский. То же касается и контекста жизни, а без контекста полное понимание произведения невозможно. Для меня Пелевин самый русский писатель; я вообще не понимаю, как его можно переводить на другие языки, да и бессмысленно это. Все равно иностранец ничего там не поймет, ну или поймет долю малую. В этом смысле Виктор Олегович пишет для меня; но это означает еще и то, что он писатель местного значения, родных осин. Не мирового масштаба. Может быть, из-за этой его малозначимости для мирового литературного процесса его и не любят интеллектуалы?

И совсем в заключение (да, я прощаюсь, но не ухожу). Девки спорили на даче писали в комментах, кого можно назвать литературой, кого нельзя. У меня есть критерий простой, но твердый. Кого я перечитываю, тот литература. А кого нет, тот нет. Вот такой принцип. Мне нравится.

[identity profile] candidg.livejournal.com 2012-11-23 10:20 pm (UTC)(link)
Подозреваю, мне как-то исключительно повезло, что в юные годы у меня не было подходящего "интеллектуального" окружения. То есть умные люди были, писателей рекомендовали, книги подсовывали, но вот оценок не давали и "общего мнения" не высказывали. Конечно потом пришло время оное, компании со всеми полагающимися "фе", со придыханием перед (я попал под каток какого-то странного сочетания акмеистов с дзеном) и не буду врать, что оказался полностью иммунным к этим разговорам в кругу. Но когда слегка повзрослел и шелуха отсеялась, то принцип выкристализовался, практически дословно повторяющий твой. По крайней мере, в первой части..
a_p: (Default)

[personal profile] a_p 2012-11-23 10:54 pm (UTC)(link)
Довлатов?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2012-11-24 09:11 am (UTC)(link)
Я бы согласился, но мне кажется, что вся группа Довлатов, Веничка, Войнович с Чонкиным это группа, не претендовавшая на роль Писателя. Поэтому и отношение оценивающей элиты к ним такое, с добродушной симпатией. Мол, не гении, но достойные ребята.
a_p: (Default)

[personal profile] a_p 2012-11-24 03:25 pm (UTC)(link)
Д. как раз, по-моему, вполне гений. И пишет так, что ни с кем не спутаешь, и людей видит насквозь, и на цитаты-мемы порастащен как практически никто (после Грибоедова :)

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2012-11-24 04:02 pm (UTC)(link)
Ну, я же говорил не про наше с тобой отношение, а про табель о рангах оценщиков.
a_p: (Default)

[personal profile] a_p 2012-11-24 04:50 pm (UTC)(link)
а чем я не оценщик с табелью о рангах? (ты, кстати, тоже, но давай я буду только за себя :). Если надо, могу самокритично признать избыточный снобизм и носозадирание. В стиле "а что из ценимого оценщиками я не читал или не в состоянии оценить?").

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2012-11-24 05:00 pm (UTC)(link)
Ты оценщик, конечно, но есть еще и мэйнстрим оценок. Например, я скажу, что мне нравятся полотна художника Шишкина (был такой). Я могу быть влюблен в его мишек или там рожь. Но мэйнстрим очень другого мнения. При том, что я тоже считаю себя оценщиком.
a_p: (Default)

[personal profile] a_p 2012-11-24 05:13 pm (UTC)(link)
ну ладно, ты прав насчёт оттенка добродушной симпатии (сам Д, помнится, припечатал этих завистников в своём блистательном стиле: "слухи о моём интеллектуальном бессилии носят подозрительно упорный характер").
Тогда давай пусть будет Набоков: на него, вроде и свысока бочку не катают, и широкие массы читателей ценят.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2012-11-24 05:19 pm (UTC)(link)
Набоков да.
"Он был тогда для нас почти что иностранец".
Хотя... "Лолита" читаема, наверно, на порядок больше всяких пниных и защит лужина. и наезды на нее я видел. А вот экстралолитное да, не пинают.
a_p: (Default)

[personal profile] a_p 2012-11-24 05:30 pm (UTC)(link)
а кто на Лолиту на езжает, мы тем на Лидию Гинзбург сошлёмся.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2012-11-24 05:34 pm (UTC)(link)
Прально. Лолита это наше всё и даже больше.
a_p: (Default)

[personal profile] a_p 2012-11-24 05:44 pm (UTC)(link)
да, точно. Помню, когда я в Париже первые месяцы жил один в комнате при лаборатории, у меня было три книги: Lie down with lions некоего Кена Фоллетта (совершенное недоразумение, оставленное предыдущим жильцом; потом оказалось, что автор - довольно-таки известный писатель), Лолита (купленная здесь в первый же поход к Каплану) и Сандро из Чегема (привёз с собой, чтобы было не скучно - ехал-то на недельку-другую, решил взять книжку потолще). В результате выучил их все близко к тексту, до сих пор помню.

[identity profile] ny-quant.livejournal.com 2012-11-24 12:00 am (UTC)(link)
Лично я просто больше не читаю ничего любимого ширнармассами. Чтоб потом не было мучительно больно стыдно.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2012-11-24 09:12 am (UTC)(link)
Вот это подход настоящего самурая.

[identity profile] insead-hec.livejournal.com 2012-11-24 07:29 am (UTC)(link)
У меня такой список большой, но почти все из этого списка уже озвучено - из поэтов Пушкин с Есениным, опять же Высоцкий (в любви к нему интеллигентам просто полагалось признаваться в свое время.) из писателей О'Генри, Ремарк, Ерофеев, Шукшин, Стругацкие. Чехов вроде бы не был еще упомянут, но он тоже из того же списка.

Рискну добавить Искандера. Или он недостаточно любим широкими слоями?

Мне кажется, что у большинства писателей в этом списке многие произведения имели несколько уровней, что обуславливало интерес к ним широких масс и, вместе с тем, желание вернуться и перечитать, понять что-то неувиденное сразу.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2012-11-24 09:13 am (UTC)(link)
О, Есенин... Сколько презрения он получил от ценителей.

[identity profile] insead-hec.livejournal.com 2012-11-24 02:40 pm (UTC)(link)
Да, действительно. Я-то думал о его поппулярности уже в пятидесятые и после, а в свое время ему действительно досталось.

Совсем как Пелевину :-).

Сколько презрения он получил от ценителей.

[identity profile] russian-o.livejournal.com 2012-11-24 01:14 pm (UTC)(link)
Искандер, кстати, да. Зря не вспомнили.

[identity profile] hlebsei.livejournal.com 2012-11-24 07:51 am (UTC)(link)
Братья Вайнеры, Конан-Дойл, Рекс Стаут и т.д

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2012-11-24 09:11 am (UTC)(link)
У-ля-ля...

ТОП: 10:55 MSK

[identity profile] magictop30.livejournal.com 2012-11-25 06:55 am (UTC)(link)
Вы попали в Т30P (http://www.t30p.ru) самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Почитать текст со всеми комментариями по ссылке (http://tools.t30p.ru/?http%3a%2f%2fusers.livejournal.com%2fvba_%2f261497.html).
Это Ваш 1-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера (http://rating.t30p.ru/?vba_.livejournal.com&p=tops).Image

[identity profile] vasisualij.livejournal.com 2012-11-25 07:24 am (UTC)(link)
Мэттью Арнольд. Спорим, что его стихотворение знают все читающие по-русски? Хотя и не все знают его имя...
Edited 2012-11-25 08:10 (UTC)

[identity profile] poulsam.livejournal.com 2012-11-25 10:34 am (UTC)(link)
Ну да, именно поэтому Бэкбедер передирает Пелевина один в один без контекста и известен во всем мире. Пелевин очень даже мировая величина

Page 2 of 2