vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2009-02-06 03:35 pm

Еще о критике.

Близкий многим из нас сайт Димы Вернера опубликовал сегодня один текст из этого журнала, вам знакомый. В тексте есть фраза "прибежал вечная жертва карточных игр нацмен Кулаев".

Приходит только что коммент

Прочитал сию историю на anekdot.ru. Забавно. Небольшое замечание: на нацменов и нацболов людей делят только уроды.

Я в задумчивости. Во времена, к каким относится история, когда слова "жид", "чурка", "хач" были совершенно непечатными, термин "нацмен" был абсолютно легитимным. Никакого негативизма не было, а означало это слово лишь сокращение от "национальное меньшинство". Так вопрос - неужели сейчас это значит что-то оскорбительное? Или само по себе причисление к нацменьшинству в России ныне рассматривается как оскорбление?

[identity profile] muh2.livejournal.com 2009-02-06 08:56 pm (UTC)(link)
Ну с другой стороны американец неприменно поинтересуется - откуда приехал странно говорящий человек. Француз тоже, но не всегда, а американец - очень часто.

[identity profile] cema.livejournal.com 2009-02-06 08:59 pm (UTC)(link)
откуда приехал странно говорящий человек

Из Техаса!

[identity profile] rezoner.livejournal.com 2009-02-06 08:59 pm (UTC)(link)
Да, и про это я тоже подумал, просто не написал. Довлатов - наше все, похоже :)

[identity profile] san-diegan.livejournal.com 2009-02-06 09:11 pm (UTC)(link)
Я рассказ ещё не прочитал :), но добавлю здесь для статистики: по моим воспоминаниям (конец 60-х и позже) слово "нацмен" явно имело пренебрежительный оттенок.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2009-02-06 09:11 pm (UTC)(link)
Ну он так и ответит. Хотя, скорее всего, техасский акцент американец распознает и без вопроса.
a_p: (Default)

[personal profile] a_p 2009-02-06 09:14 pm (UTC)(link)
из какой страны - интересоваться можно (ой, какой у вас очень-очень лёгкий и очень-очень красивый акцент, откуда же вы?), это ж не этническое происхождение.
a_p: (Default)

[personal profile] a_p 2009-02-06 09:17 pm (UTC)(link)
Из Юкея, откуда ж ещё!
(я как-то, будучи в командировке в одной американской лаборатории, развлекался угадыванием по акценту, откуда какой постдок приехал. Иногда угадывал или попадал довольно близко, а вот у одной девушки акцентище был такой мощи и неоднозначаности, что у меня даже и предположений никаких не возникло. Оказалось, что она из Ливерпуля).

[identity profile] doctor-sasha.livejournal.com 2009-02-06 09:20 pm (UTC)(link)
Присоединяюсь к тем, кто указал, что это слово всегда имело негативную коннотацию.

[identity profile] san-diegan.livejournal.com 2009-02-07 12:11 am (UTC)(link)
А теперь рассказ прочитал. В контексте оттенок скорее шутливый.

[identity profile] pilpilon.livejournal.com 2009-02-07 06:22 am (UTC)(link)
У меня бабушка это слово вполне употребляла, в контексте, обычно, "Они нам никогда не забудут, что мы нацмены".
Это слово имело негативную коннотацию, но не было пейоративным; слова бедный, нищий, больной, дряхлый тоже имеют негативную коннотацию, но никак не оскорбления.

Re: Ответ на ваш комментарий...

[identity profile] wonderbull.livejournal.com 2009-02-07 09:02 am (UTC)(link)
Нет-нет, с вами мне все понятно, не сомневайтесь.

Re: Ответ на ваш комментарий...

[identity profile] wonderbull.livejournal.com 2009-02-07 09:03 am (UTC)(link)
"Черножопый" в общем-то тоже означает людей с черной кожей. На жопе. Давайте активно использовать это прекрасное русское слово.

[identity profile] vityokr.livejournal.com 2009-02-07 09:35 am (UTC)(link)
я получил эту историю по email (так что рад возможности высказаться). Я так и подумал - автор недолюбливает нацменов, поэтому и упоминул принадлежность негативного (в контексте истории) героя к иным, тем самым подчеркивая их общую тупость. Если бы вы сказали - еврей Рабинович, то звучало бы нападкой на жадных евреев и тд. Дело не в конкретной национальности - просто называя принадлежность негативного героя, вы невольно бросаете грязь на всех.

[identity profile] scottishkot.livejournal.com 2009-02-07 11:23 am (UTC)(link)
Это же имя: Нацмен Кулаев.

Стараюсь не употреблять, но эпоху характеризует не меньше, чем какой-нибудь "лишенец" в свое время.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-02-07 11:33 am (UTC)(link)
Ну да. Вот по этому я и держусь за этого "нацмена", а вовсе не из-за великодержавного шовинизма или местечкового национализма (на что мне намекают).

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-02-07 11:35 am (UTC)(link)
А сам-то ты каков, а? Нет, я спрашиваю?

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-02-07 11:36 am (UTC)(link)
Я слышал такое, например, от тех же:
"Ну что это за политика в отношении нацменов"?

[identity profile] tarzanissimo.livejournal.com 2009-02-07 11:51 am (UTC)(link)
Я во всяком случае чуть постарше, и помню, что слово нацмен было официально партийным термином до самого 1956 года, когда Хрущёв его выкинул из документации. а потом они исчезло и из речи. А означало оно и термин с 20 годов, и внутри термина пренебрежение, но умеренное. Не такое, как невысказуемое или скрываемое внешне даже в годы "космополитских" эвфемизмов партийное отношение к евреям как потенциальным "врагам народа". ( кстати ведь этот термин ещё доктор Марат пустил в обиход!) нацмен есть среднее между чуркой и русским и потому ровно полуофициальное, полупренебрежительное....

[identity profile] aguti.livejournal.com 2009-02-07 02:35 pm (UTC)(link)
Неважно. Важно, что пренебрежительный оттенок слова существовал. Даже если он пришел в это слова после того Союза, который помнишь ты.

[identity profile] shadow18g.livejournal.com 2009-02-07 04:46 pm (UTC)(link)
Согласен с автором. Конечно, в те времена термин "нацмен" был вполне легитимен, а вот сегодня - "царапает ухо"
Спасибо за прекрасный слог.

[identity profile] klarisa-l.livejournal.com 2009-02-07 05:59 pm (UTC)(link)
Насколько я помню из детства - "нацмен" - обычно, о кавказцах, и вроде ничего негативного в этом не было.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-02-08 06:45 pm (UTC)(link)
Нет, тут я с Вами не согласен.
Во-первых, в контексте рассказа Кулаев ничуть не более отрицательный чем остальные (да тот же Граф, обманувший простаков). Во-вторых, автор никак не может недолюбливать нацменов, что видно из, хотя бы, многих его постов. Да и сам он, как очень многие в России, потомок самых разных нацменов.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-02-08 06:49 pm (UTC)(link)
Ну я очень рад.

[identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/ 2009-02-08 06:52 pm (UTC)(link)
Интересно, как в зависимости от региона и времени меняется представление о слове. Я слышал его больше в отношении среднеазиатов, и дальневосточников - корейцев, китайцев.

[identity profile] vityokr.livejournal.com 2009-02-10 02:26 am (UTC)(link)
В том то и дело - когда я прочитал текст (я получаю каждый день email от anekdot.ru) , я не знал его авторства - то есть судил чисто по тексту, без предвзятости. И заметил, что упоминание "нацмена" звучит немного надменно.
Дело не в том, кто 'негативный' герой, а в простоватости / недалекости. Упоминая нацменность Кулаева, история подчеркивает глупость всех нацменов примером одного из них. Посудите сами - если поменять 'нацмен кулаев' на 'еврей рабинович', история не работает, звучит фальшиво.
Я это говорю не потому, что думаю, что вы придерживаетесь такого мнения, даже наоборот, поэтому наверное получается не тот результат, что планировали.

Page 5 of 6