vba: (Default)
vba ([personal profile] vba) wrote2010-03-02 02:10 pm

С днем рождения!

Сегодня – день рождения человека, изменившего мир. Вот юзер [livejournal.com profile] kashin назвал его единственным великим русским государственным деятелем, при котором нам довелось жить. Правда, этот деятель не расстреливал, не изгонял из страны, не отправлял эшелонами в Сибирь и степь и даже не стучал ботинком на мерзких американцев, поэтому многие соотечественники не признают его великим.

Он являет собой редкий пример, когда в ненависти к нему объединились и великодержавники, и либералы. Ему вменяют в вину намеренный развал страны и слабость. (Хотя страна, которую способен развалить даже один слабак, просто не может не развалиться). «Какую великую страну просрал, гад!» - восклицают державники. «Начал делать, так уж делай чтоб не встал»- сокрушаются либералы.

Почти двадцать лет я слышу эти стенания и обвинения его в «катастрофическом идеализме» (или предательстве), но критики выглядят куда более лихими идеалистами, чем он сам. Да, господа бичующие, вы вообще как себе представляли оптимальный путь развития, чтобы он был РЕАЛЬНЫМ?

Начнем с державников. Допустим, ГКЧП победил, генсеком стал какой-нибудь Романов, все изучают материалы очередного судьбоносного Пленума и очередную величественную Продовольственную Программу. ВПК кует новые ракеты, сладкая холодная война в разгаре, западный буржуазный обыватель какается по ночам от страха (приятно, черт возьми), В.Зорин клеймит бездуховный Запад, очередь на телефон продвигается, а в заказах к празднику есть майонез.

Нет-нет, отвечают великодержавники. Зачем так карикатурно? Есть же пример – Китай. Вот и нам бы расстрелять (или вегетариански посадить) пару тысяч смутьянов, и при руководящей роли партии модернизировать промышленность. Ну, и сельское хозяйство. На национальной основе.

То есть эти люди мечтают, что в СССР самого конца ХХ века реально было мобилизовать все население, чтобы от заводских мощностей воздух стал желто-коричневым, как над китайскими городами, и чтобы это население, довольствуясь долей малой, так это по-китайски, завалило себя и весь мир ширпотребом.

Великая мечта, бесспорно, только для ее реализации нехватает в России/СССР миллиарда неприхотливых китайцев. Которые по всему миру ухитряются держать рестораны с самыми низкими ценами (при том что русские рестораны одни из самых дорогих).

Поборники же свободы сетуют на коммунистические родимые пятна Горбачева. И нерешительно он реформы проводил, и суда над КПСС не провел, и партийно-чекистские корни не выкорчевал, и демократию не защищал.

Ну про степень этих мечтаний даже и говорить нечего. В традиционалистской стране после 70 лет монопольного диктата, со сложившимся укладом партийного руководства, вошедшим в плоть и кровь, мы быстренько вмешательство государства в промышленность, с/х, финансы убираем, и у нас все как в Германии, только во главе страны Буковский с манифестом свободы в руках. И правит честный русский рынок, осмысленный и справедливый.

Ладно, посмеялись, и будет. Сегодня день рождения человека, благодаря которому (и это никто не может отрицать) мы стали гораздо свободнее. (Конечно, кому эта свобода и на хрен не сдалась, может не благодарить). А в том, как мы этой свободой распорядились, его вины нет.

Да, и если бы он не захотел ничего менять (а именно о переменах сожалеют многие его нынешние поносители) и стал бы просто очередным брежневым-черненко, мы бы и сейчас жили при Генеральном секретаре ЦК КПСС М.С.Горбачеве! Представляете! Не при Медведеве, не при Путине, не при Ельцине. Мы жили бы сейчас при Горбачеве!

Будьте здоровы, Михаил Сергеевич!

[identity profile] pussbigeyes.livejournal.com 2010-03-02 01:14 pm (UTC)(link)
Присоединяюсь. Последний идеалист. И альтруист, в конечном счете.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2010-03-02 02:43 pm (UTC)(link)
Да, эти вот самые страшные.

(no subject)

[identity profile] pussbigeyes.livejournal.com - 2010-03-02 14:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 14:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pussbigeyes.livejournal.com - 2010-03-02 15:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 15:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pussbigeyes.livejournal.com - 2010-03-02 15:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 16:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pussbigeyes.livejournal.com - 2010-03-02 21:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 21:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pussbigeyes.livejournal.com - 2010-03-02 21:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 21:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pussbigeyes.livejournal.com - 2010-03-02 22:06 (UTC) - Expand

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2010-03-02 01:16 pm (UTC)(link)
Да, все так.

[identity profile] old-greeb.livejournal.com 2010-03-02 01:19 pm (UTC)(link)
Тот случай, когда можно только полностью согласиться. Если чего-то и можно было бы добавить, то возразить нечего. Спасибо за точное изложение.

[identity profile] mike67.livejournal.com 2010-03-02 01:35 pm (UTC)(link)
У меня дядька покойный идеалистом был. В 91 вышел на пенсию и вступил в партию. Не ел ничего импортного, ходил в рванье и мечтал убить Ельцина. А Горбачева считал честным. Я даже не ожидал от него. Но вот так.

[identity profile] gmbh-abs.livejournal.com 2010-03-02 01:36 pm (UTC)(link)
согласна полностью. Горбачев - великий человек, изменивший мир и сознание людей.
Вы забыли упомянуть Раису Максимовну - он посмел не только показать жену всему миру, но и своей стране - что она не только есть, но еще и любима, и авторитетна. Замечательный пример семейных отношений, можно сказать - идеальных

[identity profile] senormouse.livejournal.com 2010-03-02 01:39 pm (UTC)(link)
Хорошо помню, как в 84-м (или 85-м?) по радио объявили, что генсеком избран Горбачёв. Я тогда учился в 8-м классе и как раз был в школе. Помню, как мои одноклассники удивились, когда я на них зашикал, чтобы услышать, кого именно избрали (в самом деле, какая разница-то?). А я очень переживал, не хотел, чтобы был Романов :)

Ну и в самом деле, вот даже Пушкин за нелюбимого им Александра Первого выпил --- "он взял Париж, он основал Лицей". Там что нам и подавно не грех :)

[identity profile] muh2.livejournal.com 2010-03-02 01:52 pm (UTC)(link)
"мы стали гораздо свободнее. "

Мы-то ладно. А сколько народу окончательно освободилось. ВОт они ему должны быть по гроб жизни благодарны. Впрочем, что это я - они уже за.

Ты зняешь - я не знаток домашнего птицеводства, и восстановления птиц в их естественной среде обитания, но что-то мне подсказывает, что выпускать попугаев зимой в Москве - не оптимальный способ. Нет, я не знаю, как и где правильно выпускать попугаев, если бы я знал - я был бы специалистом по восстановлению птиц в их натуральной среде обитания.

[identity profile] rezoner.livejournal.com 2010-03-02 02:15 pm (UTC)(link)
Ну, он-то как раз не собирался выпускать попугаев на мороз. Так, понемногу дверь открывать.

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 14:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dgri.livejournal.com - 2010-03-02 17:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 18:44 (UTC) - Expand

[identity profile] verkudski.livejournal.com 2010-03-02 01:58 pm (UTC)(link)
Слов нет - Горбачев мужественный и смелый человек. Спокойно мог бы досидеть генсеком до пенсии и ничего не менять - на его век хватило бы, наверное...
Жаль, что другой очень трусливый человек вот уже 16 лет пытается заставить людей в Беларуси забывать все те ценности свободы, которые принесла людям эпоха Горбачева

[identity profile] reader59.livejournal.com 2010-03-02 02:11 pm (UTC)(link)
Поменять весьма горячее кресло на совершенно безответственную должность с возможностью зарабатывать столько, сколько хочешь - это подвиг, да :)

[identity profile] bgmt.livejournal.com 2010-03-03 09:57 am (UTC)(link)
Подленькое высказывание.

(no subject)

[identity profile] reader59.livejournal.com - 2010-03-03 10:16 (UTC) - Expand

[identity profile] bgmt.livejournal.com 2010-03-02 02:12 pm (UTC)(link)
Это совершенно верно, но кроме как частно быть ему благодарными, мы ничего не можем. Вот почитайте комменты у обджекта. "Да, конечно, но..." Россия любит Ивана Грозного, Петра Первого и Сталина (ну на худой конец, у менее склонных к величию, Брежнева), и издевается над Хрущёвым и Горбачёвым.

Моё определение того, что делал Горбачёв - он, разрушая стену, старался брать по кирпичику и класть каждый на землю, чтоб никого не пришиб. Некоторые падали всё же, и его тут же в этом обвиняли. У него не хватило стратегического таланта, чтоб довести дело до конца (для чего надо было остаться у власти прежде всего, но не любой ценой), только мне непонятно, у кого бы такого таланта при тех же побуждениях хватило. Человечеству очень сильно повезло, что был Горбачёв. России - повезло меньше, потому что она сумела испакостить почти всё, что он сделал.

[identity profile] muh2.livejournal.com 2010-03-02 02:21 pm (UTC)(link)
Да, почти как Ганди. Непонятно на ком из них больше мертвецов. По нескольку миллионов на каждом, но точнее сказать тяжело.

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2010-03-02 14:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 14:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 14:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 16:04 (UTC) - Expand

(no subject)

(Anonymous) - 2010-03-02 18:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 18:45 (UTC) - Expand

(no subject)

(Anonymous) - 2010-03-02 18:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 21:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 21:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2010-03-02 20:11 (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2010-03-02 22:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-03 08:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 21:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2010-03-02 22:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-03 08:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bgmt.livejournal.com - 2010-03-03 10:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-03 11:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] object.livejournal.com - 2010-03-02 15:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muh2.livejournal.com - 2010-03-02 15:22 (UTC) - Expand

[identity profile] galeolaria.livejournal.com 2010-03-02 02:18 pm (UTC)(link)
+1000 Zamechaetl'no skazano

[identity profile] svinkina.livejournal.com 2010-03-02 02:22 pm (UTC)(link)
Горбачев - ХРЮШКА!

[identity profile] levkonoe.livejournal.com 2010-03-02 02:38 pm (UTC)(link)
верно сказано. Но как мало народу это ценит.

[identity profile] tapochkina.livejournal.com 2010-03-02 02:43 pm (UTC)(link)
присоединяюсь. Здровья ему и долгих лет жизни.

[identity profile] the-jubjub-bird.livejournal.com 2010-03-02 02:49 pm (UTC)(link)
Присоединяюсь. Долгих ему лет жизни!

[identity profile] 13-klyaks.livejournal.com 2010-03-02 03:30 pm (UTC)(link)
Да, верно говоришь. Присоединяюсь!

[identity profile] friendlystrnger.livejournal.com 2010-03-02 04:21 pm (UTC)(link)
не возражаю против поздравлений :)
Но, в чем великость? Он сам лично ничего не сделал - всего лишь были исполнителем и рупором (хороший рупор, не спорю) ЦК! Старшие товарищи решали что делать, а он выполнял, даже сам как-то проговорился помнится :) а ЦК внедряло разработки товарища Андропова... пока не стало очевидным что всё пошло "не туда" и не случилось ГКЧП :)

[identity profile] candidg.livejournal.com 2010-03-02 04:22 pm (UTC)(link)
Чем дальше, тем яснее становится, что ни особой вины его, ни тем более заслуги в просшедшем не было. Власть всего лишь перешла из центра к региональным элитам. А там уж как легли карты...

[identity profile] tetushka.livejournal.com 2010-03-02 06:34 pm (UTC)(link)
Согласна. Только в эту пятницу рассказывала умничке-сотруднику-американцу, почему я его так уважаю, и почему к нему такое неоднознаяное отношение. СССР кончился без войны - одно уже это заслуживает отдельного тоста.

[identity profile] crustaceae.livejournal.com 2010-03-02 06:59 pm (UTC)(link)
Я уже устал спорить с людьми, твердящими "Он развалил страну".

[identity profile] krups.livejournal.com 2010-03-02 07:20 pm (UTC)(link)
Прекрасно сказано. Присоединяюсь.

[identity profile] roi-s.livejournal.com 2010-03-02 08:30 pm (UTC)(link)
Присоединяюсь к поздравлениям. Долгих лет.

Горбачёв намеренно развалил страну?

(Anonymous) 2010-03-02 08:47 pm (UTC)(link)
Не думаю. Намерения у него были чистые. Хотел обновления, прогресса, процветания, политические реформы затеял, перестройку. Не мог он знать что так всё закончится. Слишком велика была страна, слишком сильно он её взбудоражил, слишком неопытны и наивны были реформаторы, слишком разуверился народ в коммустической идеологии, слишком сильно держался за социалистические завоевания. Слабость? Не думаю. Насколько я помню он очень уверенно и активно проводил реформы.

По поводу его идеализма. Был ли он идеалистом? Не знаю, может быть....... Скорее он просто недооценил как глубоко всколыхнул страну, какие силы выпустил на волю, не смог предвидеть все последствия своих реформ. Сомневаюсь что их вообще кто-то мог предвидеть...

По поводу неизбежности развала страны и народного хозяйства. Не уверен что всё это было неизбежно. На мой взгляд можно было всё делать постепенно, по-умному, сохраняя сильную государственную власть (не партийную). Глобальная ошибка была сделана когда политические реформы - демократизация, гласность, реформа партии и гос.аппарата, введение рыночных отношений - были поставлены во главу угла. Собственно развитие экономики, т.е. целенаправленная деятельность государства по развитию и поддержки тех или иных отраслей промышленности была на втором плане. Упор был сделан на рынок, типа, рынок решает всё, рыночая экономика саморегулируется и сама по себе обеспечит процветание общества. Не обеспечила, не могла обеспечить и не сможет обеспечить, без умной государственой политики ничего не выйдет.

Можно было бы предотвратить эту ошибку? Думаю что нет. Ни у кого в мире тогда не было опыта такого рода реформ, никто не мог учесть все факторы, слишком глобальна и сложна была задача. Что сделано - то сделано.

Zabougornov

[identity profile] http://users.livejournal.com/_skin_head_/ 2010-03-02 09:33 pm (UTC)(link)
сильно сказано

присоединяюсь

[identity profile] noromis.livejournal.com 2010-03-02 10:19 pm (UTC)(link)
Присоединяюсь.

Page 1 of 2