vba: (Default)
[personal profile] vba
Вчера я узнал, что умер человек, сыгравший определенную роль в моей жизни. (Вот он здесь на фотографии, лет 20 назад, на одной конференции в Нидерландах.)

Благодаря ему, еще в застойные времена я смог выезжать на Запад. Это был человек фантастической судьбы. Очень крупный ученый, бывший глава британского Биохимического Общества; нынешняя диагностика инфаркта миокарда по анализу крови базируется на его открытии. Но, что удивительно, он еще был многократным членом сборной Англии по регби! Напомните мне, были ли еще очень крупные ученые, у которых в биографии были бы, к тому же, международные спортивные соревнования самого высокого уровня (Ботвинник? но какого уровня он был ученый, я не знаю, да и шахматы - спорт специфический).

Но я сейчас хочу сказать не об этом, а о том, что он был, помимо всего прочего, героем приключений, которые, по общему признанию, вполне могли потянуть на хороший сериал. Он был аспирантом-биохимиком, когда началась война. В 1941 году младшим артиллерийским офицером он отправился на фронт и попал в Египет. Там он полной чашей хлебнул военных авантюр (это отдельный рассказ), которые кончились в 1942 году в Ливии, когда Роммель окружил их часть, и наш герой попал в плен. Из Африки его перевезли в Южную Италию, где посадили в лагерь, а потом в 1943, когда к югу стали приближаться союзники, немцы повезли заключенных на север в Болонью. В лагере около Болоньи он решил бежать, причем применил для этого свою способность, характерную для регби. Улучив момент, когда от свободы его отделяла только цепь конвоя, он внезапно развил огромную скорость, мггновенно проскочил мимо не успевших среагировать солдат оцепления и спрятался в кукурузном поле.

Он решил, что будет пробираться на север, к швейцарской границе. Но вскоре был пойман городским немецким патрулем, после чего ему объявили, что теперь он будет немедленно отправлен из лагеря в Германию. Однако, вскоре после посадки в эшелон, опять же применив свои регбийные способности падать и группироваться, он выпрыгнул на ходу из вагона в Мантуе. Разжившись какой-то цивильной одеждой, он опять тронулся в пеший путь в Швейцарию, но по совершенно дикому совпадению у моста его опознал тот же самый патруль, который поймал до этого и который тоже оказался в Мантуе. Его притащили в мантуанскую комендатуру, где немецкие офицеры потребовали, чтобы он рассказал о своих двух мастерских побегах. Тот рассказал, после чего немцы решили наградить его за храбрость хорошим ужином с вином, а затем отправили эшелоном по назначению, предварительно, правда, продержав запертым в каком-то сортире.

После этого он сменил еще несколько лагерей, последним из которых был лагерь в Силезии. В конце 1944 года к лагерю стала приближаться Красная Армия, и заключенных эвакуировали в Брауншвейг. По дороге в Брауншвейг он бежал в третий раз. На этот раз он вырезал дырку в стене телячьего вагона, протиснулся через нее и вывалился наружу. Но и в этот раз он пробыл недолго на свободе, был пойман, и его повезли вместо лагеря в Брауншвейге в Хильдесхайм на военно-полевой суд.

Нам, людям советского разлива, возможно, это понять не очень просто, но в отношении британских военнопленных немцы часто соблюдали условия конвенции, в частности, военнопленные не могли быть наказаны за побеги. Однако, в этом последнем случае наш герой был признан судом виновным в нанесении ущерба железной дороге рейха и был приговорен к месяцу карцера в том же лагере Брауншвейг. Но и тут не обошлось без дикой усмешки судьбы. Когда его довезли до лагеря, оказалось, что, пока он прохлаждался перед военно-полевым судом, американцы произвели налет на Брауншвейг, и многие заключенные, нормально доехавшие тем эшелоном, погибли под бомбами.

Но еще более удивительно то, что, будучи эти годы в лагерях, он продолжал свою теоретическую подготовку к диссертации. Еще в первом лагере, на юге Италии, он обратился в Красный Крест с просьбой переслать ему из Англии научную литературу. И действительно, вскоре он получил Annual Review of Biochemistry of 1942, с которым он работал все эти годы. Самое фантастическое это то, что после всех побегов, бомбежек и прочих аттракционов, эта книга мистическим образом находила своего хозяина. После освобождения он репатриировал ее в Англию, и сейчас она находится в архиве Биохимического Общества, символизируя, как говаривал ее хозяин, "мою некомпетентность как беглеца".

Вот какие раньше были аспиранты-биохимики, учитесь, нынешние.
(Окончание следует).
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 04:07 am
Powered by Dreamwidth Studios