vba: (Default)
[personal profile] vba
Мне попеняли, что моя зарисовка русской провинциальной жизни слишком отдает литературщиной. Если это так, то плохо. Литература, все же, - кривое зеркало жизни. У меня есть один пример, довольно забавный, только он длинный. Я его в несколько приемов, ладно?

Перечитал я недавно "Путешествие дилетантов" Окуджавы. Многие, наверно, помнят. Там главный герой, князь Мятлев, будучи сыном некоего крупного военно-придворного чина, отвергает жизнь своей семьи, мыслит много и независимо. Не презирает свет, но свет ему ортогонален. Не карбонарий, но по этой дорожке движется. В князя влюбляется очень юное, но мощное духом создание по имени Лавиния. Свет, не желая терять такого кадра, наваливается на князя (тут совокупные усилия и сестры князя, и императора) и женит его на красавице графине Румянцевой. Это сделать нетрудно, поскольку Мятлев тюфяковат и в отношениях с женщинами у него всё крайне запущено - женщин много, а порядка нет. Румянцева беременна, и все идет к благоразумному светскому концу красивого бразильского сериала. (Румянцева эта крайне напоминает мне Элен Безухову). Но внезапно, так же как и Толстой ни с того ни с сего умертвил Элен, Румянцева умирает. С дитем вместе. На ровном месте. И тюфяковатый Мятлев полностью свободен.

Тем временем почти созревшая 15-летняя Лавиния была выдана замуж за Ладимировского, состоятельного человека, как бы очень неплохого. Тут в романе идет крещендо, любовь Лавинии все переполняет, и князь, идя на поводу у этой любви, похищает Лавинию. У живого мужа, в середине XIX века! Влюбленные бегут на юг, между прочим, в актуальную Грузию, где беглецам помогает некий поручик в отставке, alter ego Окуджавы. Однако посланные императором жандармы хватают беглецов, Лавинию возвращают к мужу, Мятлева же сажают в крепость, лишают титула, состояния, а потом отправляют солдатом на Кавказ. Туда же прибывает вторично сбежавшая от мужа Лавиния. Но ее опять ловят. В конце концов, через много лет мук помилованный князь поселяется в деревне, куда приезжает под видом ключницы и Лавиния. Но вскоре князь умирает, а Лавиния исчезает. Unhappy end.

Роман основан на реальных событиях.

Это была литература. А теперь жизнь.

Дед моего прадеда, скромный петербуржец, среди других родственников, имел двоюродного брата, одного крупного военно-придворного чина Т. И среди детей этого Т., как вы уже догадались, был тот самый человек, который и послужил Окуджаве прообразом Мятлева.

Узнавши такое дело, я решил выяснить, насколько литература (в данном случае) отражает жизнь. И выяснил. Оказалось, что литература литературой, а жизнь жизнью. И неизвестно еще, что интересней.
(Надеюсь, что продолжение последует).
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 21st, 2025 10:25 am
Powered by Dreamwidth Studios