vba: (Default)
[personal profile] vba
(Продолжение. Начало здесь и здесьздесь.)

Как мы все помним, в романе Окуджавы, несчастная, то есть, счастливая супруга князя, Наталья Румянцева, на пороге нирваны скончалась от инфлюэнцы, ну и дитя за ней. Князь Сергей получил свободу... говоря нынешним языком, - YESSSS!!!!

Под именем Румянцевой в романе выведена фрейлина двора Екатерина Петровна Мусина-Пушкина. Окуджавская Румянцева весьма неглупа, сообразительна, тактична, а женским умом весьма остра. Ее охота на князя сильно напоминает непростую кампанию, проведенную толстовской Элен (правда, Элен еще папа помогал, а здесь Румянцева справилась, практически, сама).

А что же в жизни?
Вот мнение современников (письма Карамзиных):
Катрин Пушкина пошла, глупа, как мало женщин на земле, — ни зернышка здравого смысла в голове и никаких принципов поведения в сердце. Тот, кто женится на ней, будет отъявленным болваном, над которым она же не стесняясь станет издеваться, обуреваемая страстью к десяти другим, ибо в этом она превзошла всех.

Когда Сергей женился на ней, вся его родня была в полном аху шоке (напомню, в окуджавском романе все наоборот, сестра Сергея прямо толкает его к этому браку).

Вот, например, что пишет кузина Сергея, С.А.Бобринская, своему мужу:
Нужно тебе рассказать последнюю новость. Ту, которая занимает все умы, как когда-то наводнение, как пожар Дворца, как смерть Пушкина год тому назад — как, наконец, все, что выходит за рамки обычной жизни, как неслыханная и ужасная катастрофа, — это женитьба Сергея Трубецкого на мадемуазель Пушкиной! Да, да — они женаты, она поселена в доме моего дяди, и не далее как сегодня утром тетя привела ее ко мне, и я насколько могла устроила своей новой кузине самый радушный прием.

А Вяземский пишет в это время А.И.Тургеневу:
Для большей однако же достоверности, сказывают, что еще раз их здесь перевенчали. Легко понять, какой это был удар Трубецкой-матери! Она дни три после того не плясала.

Но Булат Шалвович в своей фантазии здесь не остановился, поскольку убитая им посредством инфлюэнцы жена князя Сергея, в жизни вовсе не собиралась умирать. Более того, она намного пережила своего авантюрного мужа, скончавшись в возрасте 83 лет. Никакого развода она ему не давала, сохранив до конца дней фамилию мужа. И даже на ее надгробии на венецианском кладбище Сан-Микеле изображен герб Трубецких (правда, герб Мусиных-Пушкиных тоже). Так что, хотя всегда можно найти утешение в строках

Ничего, что я трижды женатый,
Для тебя я всегда холостой,

похищать юную Лавинию князю Сергею пришлось, имея неснимаемый брачный хомут. А это, конечно, не так романтично. Или, все же, романтично? (я задумался). Наверно, в жизни романтично, но для бумажного романа жену лучше предварительно убить.

На самом же деле, Окуджава совершил двойное убийство, замочив заодно и невинного младенца -дочь князя Сергея. А вот это самый большой грех. В следующей серии я вам покажу портрет этого выросшего младенца, и вы поймете, что я прав
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 07:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios