vba: (Default)
[personal profile] vba
Перечитал "Крымскую войну" Тарле и в очередной раз поразился тем событиям. Ну действительно, приплывают французы с англичанами, проводят десантную операцию (а это ведь XIX век) под носом у неприятеля, потом живут чуть ли не год в палаточном лагере в тяжелых погодных условиях, имея коммуникации, растянутые на тысячи километров, держась на ниточках снабжений. И за все это время колоссальная Российская империя с огромнейшими человеческими и материальными ресурсами не может найти силы выбросить пришельцев в море со своей территории к чертовой матери. Великая империя, можно сказать, в зените своего могущества, а внутри гнилье. Севастопольские офицеры приезжают с бастионов за жалованьем, а у них спрашивают - сколько отстегнете? Надо же делиться. А не будете делиться, черта вам лысого, а не жалованья.

И армия проиграла практически все крупные сухопутные сражения, а костяком героической обороны самого Севастополя были моряки во главе с адмиралами, но никак не армия.

Вчера мне прислали интересный документ. Я уже описывал раньше, как дед моего прадеда, командир 24-й пехотной дивизии, в 1855 поспособствовал, в какой-то мере, моральному падению Достоевского (или наоборот? не знаю). Так вот, его адъютант, Иванов, через много лет опубликовал воспоминания, их мне и прислали. О своем, как он называл, патроне, генерале, он отзывается в этих воспоминаниях очень тепло (что, конечно, приятно). Дело происходит, как раз, во время Крымской войны. Генерал ездит инспектировать войска, правда, далеко от театра военных действий, на границе с Китаем. И вот Иванов описывает там чудо-богатырей, перед которыми трепещет вся просвещенная Европа.

...мы с генералом <...> приехали в самый отдаленный Зыряновский серебряный рудник, находившийся на южной оконечности нашей границы с Небесной Империей. Военное начальство сюда раньше никогда не заглядывало; солдаты были неучи и поражали нас своими наивными до комизма ответами; так, один из них на вопрос генерала: "С которого года у тебя мундир?", отвечал: "Запамятовал, ваше благородие".
Генерала покоробило; нахмурив брови, он продолжал:
- Ты разве не знаешь, как генералу нужно отвечать?
- Не знаю, ваше благородие.
- Да ты разве никогда не видал генерала?
- Бог миловал, ваше благородие, никогда не видал.


Вот такие орлы охраняли южные границы, слава Богу, что тогда экспансии китайской не было. А уж кто служил дальше от границы... Описывая того же Достоевского, этот адъютант пишет, что солдат этот исхудал до того, что еле держал тяжелое ружье. Или вот еще солдатушки-бравы ребятушки, о которых пишет Иванов:

...генерал остановил меня словами:

-Мы сегодня обедаем у губернатора, возьмите с собой стихи Достоевского, я хочу познакомить его с этим прекрасным произведением. Да, кстати, пошлите приказ батальонному командиру, что завтра в 7 часом утра я буду смотреть стрельбу батальона по мишени, а после обеда местную и безоружную команды.

Безоружная команда была в своем роде Голгофа, куда поступали старики-скопцы, ссылаемые за сектанство в Сибирь в солдаты без срока. Многим из них было 70, 80 и более лет от роду. Форменная одежда их состояла из одной серой солдатской шинели с суконными пуговицами и такой же фуражки без кантов. В строю они стояли с палочками, без помощи которых, по дряхлости, не могли обходиться. Служебные обязанности их ограничивались собиранием лекарственных трав для военных лазаретов и в уходе за огородом. Генерал отнесся к ним ласково, добродушно спрашивал, много ли они в лето собрали ромашки?

- Много, ваше превосходительство, - шамкали их старческие губы.

- Всем ли вы довольны, старички?

- Всем довольны, ваше превосходительство, всем довольны, - повторяли они разбитым голосом.


Когда сейчас все это читаешь, то понимаешь, что у устрашающей армии тогда уже явно проступила глина в ножках. Если армия рассматривается обществом, как место ссылки и тюрьмы, то что ждать от такой армии? А Крым, последующая натуга с турками и русско-японская только все это подтвердили. Великий Лесков, правда уже сильно позже, писал, что были умы, сообразившие, что нехорошо ружья кирпичом чистить, да кто ж этим озаботится? Да даже и сейчас солдатская служба в смысле социума имеет какой-то ссыльный оттенок. Часто видишь фразы - "в коллективах типа тюремных, армейских..."

Хорошо, все же, что войн пока не предвидится, а то в России людские ресурсы уже не те что раньше.

Интересно, были ли тогда еще армии, которые служили местом ссылки?

Date: 2009-04-20 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Те же 25 лет, телесные наказания, все дела. Плюс черти где, на каких-то непривычных крестьянину корабликах.

Date: 2009-04-20 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Телесные наказания были и в блестящем английском флоте. Вопрос в другом - могли ли службой на флоте НАКАЗАТЬ преступника?

Date: 2009-04-21 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
На галеры, на галеры.

Кстати, если уж на то пошло, русский флот не прославился вообще ничем. Я как-то не упомню ни одного крупного морского сражения, выигранного русским флотом. Ну разве что с турками.

С ипользованием армии в качестве наказания - я не слишком в курсе. Мне казалось, что это наказание использовалось как, типа, школа дисциплины. Ну там офицера за дуэль, или политического какого. Я неоднократно слышал, уже в новейшее время, о сыновьях, посылаемых отцами или даже о молодых людях шедших в армию, чтобы не дойти до тюрьмы. И, наконец, предельный случай - армия янычар.

Date: 2009-04-21 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Действительно, русский флот не блещет победами, хоть таковые и были (Синоп, Наварин). Но надо учитывать, что театра действий-то не было особенно. Узкая Балтика и зажатое враждебными проливами Черное море.

Об использовании русской армии в качестве наказания полно литературы. Да вот хоть я приводил примеры того же Достоевского или скопцов, наказанных ПОЖИЗНЕННО! Я только что приводил цитату из Меринга, повторю еще раз
"...говорит один русский военный писатель:«Русский не знает более ужасной участи, не представляет себе ничего более страшного, чем участь солдата... Самая страшная и самая действительная угроза, которой помещик пугал своих крепостных, была угроза сдачи в солдаты». Правительство не делало никакой тайны из того, какой суровой считало оно само участь солдат, наказывая 25-летней солдатской службой за самые тяжелые преступления."
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Mering/28.php

Date: 2009-04-21 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Ну если уж мы начнем учитывать, то можно бы учесть, что в Крыму воевали бедная провинциальная (хоть и большая) с богатой империей в которой никогда не садилось солнце и линии коммуникаций между Петербугом и Крымом были не намного короче линий между Крымом и Лондоном.

Я ж не сомневаюсь в использовании в качестве наказания. Я говорю, что, насколько я понимаю, применялось для довольно специфических случаев, для которых тюрьма как раз и не применялась. А именно - для дисциплинирования. А 25 лет, как я уже писал - они и во флоте были 25 лет.

Цитата твоя какая-то не информативная, а эмоциональная. Самое тяжелое преступление - убийство? За него отправляли в армию?

Кстати в англоязычной фантастике наказание армией пироко распространено (вот так сходу приходит в голову Мартин) и выглядит оно так натуральненько. Есть у меня какое-то подозрение, что есть в реальной жизни основания. А вообще-то в армии рекрутами набирали ту еще шваль, хоть и добровольно.

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 11th, 2025 10:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios