vba: (Default)
[personal profile] vba
Перечитал "Крымскую войну" Тарле и в очередной раз поразился тем событиям. Ну действительно, приплывают французы с англичанами, проводят десантную операцию (а это ведь XIX век) под носом у неприятеля, потом живут чуть ли не год в палаточном лагере в тяжелых погодных условиях, имея коммуникации, растянутые на тысячи километров, держась на ниточках снабжений. И за все это время колоссальная Российская империя с огромнейшими человеческими и материальными ресурсами не может найти силы выбросить пришельцев в море со своей территории к чертовой матери. Великая империя, можно сказать, в зените своего могущества, а внутри гнилье. Севастопольские офицеры приезжают с бастионов за жалованьем, а у них спрашивают - сколько отстегнете? Надо же делиться. А не будете делиться, черта вам лысого, а не жалованья.

И армия проиграла практически все крупные сухопутные сражения, а костяком героической обороны самого Севастополя были моряки во главе с адмиралами, но никак не армия.

Вчера мне прислали интересный документ. Я уже описывал раньше, как дед моего прадеда, командир 24-й пехотной дивизии, в 1855 поспособствовал, в какой-то мере, моральному падению Достоевского (или наоборот? не знаю). Так вот, его адъютант, Иванов, через много лет опубликовал воспоминания, их мне и прислали. О своем, как он называл, патроне, генерале, он отзывается в этих воспоминаниях очень тепло (что, конечно, приятно). Дело происходит, как раз, во время Крымской войны. Генерал ездит инспектировать войска, правда, далеко от театра военных действий, на границе с Китаем. И вот Иванов описывает там чудо-богатырей, перед которыми трепещет вся просвещенная Европа.

...мы с генералом <...> приехали в самый отдаленный Зыряновский серебряный рудник, находившийся на южной оконечности нашей границы с Небесной Империей. Военное начальство сюда раньше никогда не заглядывало; солдаты были неучи и поражали нас своими наивными до комизма ответами; так, один из них на вопрос генерала: "С которого года у тебя мундир?", отвечал: "Запамятовал, ваше благородие".
Генерала покоробило; нахмурив брови, он продолжал:
- Ты разве не знаешь, как генералу нужно отвечать?
- Не знаю, ваше благородие.
- Да ты разве никогда не видал генерала?
- Бог миловал, ваше благородие, никогда не видал.


Вот такие орлы охраняли южные границы, слава Богу, что тогда экспансии китайской не было. А уж кто служил дальше от границы... Описывая того же Достоевского, этот адъютант пишет, что солдат этот исхудал до того, что еле держал тяжелое ружье. Или вот еще солдатушки-бравы ребятушки, о которых пишет Иванов:

...генерал остановил меня словами:

-Мы сегодня обедаем у губернатора, возьмите с собой стихи Достоевского, я хочу познакомить его с этим прекрасным произведением. Да, кстати, пошлите приказ батальонному командиру, что завтра в 7 часом утра я буду смотреть стрельбу батальона по мишени, а после обеда местную и безоружную команды.

Безоружная команда была в своем роде Голгофа, куда поступали старики-скопцы, ссылаемые за сектанство в Сибирь в солдаты без срока. Многим из них было 70, 80 и более лет от роду. Форменная одежда их состояла из одной серой солдатской шинели с суконными пуговицами и такой же фуражки без кантов. В строю они стояли с палочками, без помощи которых, по дряхлости, не могли обходиться. Служебные обязанности их ограничивались собиранием лекарственных трав для военных лазаретов и в уходе за огородом. Генерал отнесся к ним ласково, добродушно спрашивал, много ли они в лето собрали ромашки?

- Много, ваше превосходительство, - шамкали их старческие губы.

- Всем ли вы довольны, старички?

- Всем довольны, ваше превосходительство, всем довольны, - повторяли они разбитым голосом.


Когда сейчас все это читаешь, то понимаешь, что у устрашающей армии тогда уже явно проступила глина в ножках. Если армия рассматривается обществом, как место ссылки и тюрьмы, то что ждать от такой армии? А Крым, последующая натуга с турками и русско-японская только все это подтвердили. Великий Лесков, правда уже сильно позже, писал, что были умы, сообразившие, что нехорошо ружья кирпичом чистить, да кто ж этим озаботится? Да даже и сейчас солдатская служба в смысле социума имеет какой-то ссыльный оттенок. Часто видишь фразы - "в коллективах типа тюремных, армейских..."

Хорошо, все же, что войн пока не предвидится, а то в России людские ресурсы уже не те что раньше.

Интересно, были ли тогда еще армии, которые служили местом ссылки?

Re: Извините

Date: 2009-04-29 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] jagil.livejournal.com
Читал Северную войну и думал - "А что заставляет шведов 5 лет ходить за своим королём по европе, а потом по дикой "Азии" (на самом деле украине)?"? Что заставляет рядового солдата идти за Карлом? И доходит - в его реальности нет вариантов вообще - все погибшие и сдавшиеся под полтавой шведы были обречены. Было ли шведу линейного полка легче, чем русскому? Было ли когда нибудь любому рядовому любой войны легче и вольготнее? Если честно - не могу вспомнить или придумать войну, где "истинное и объективное" с нашей сейчас точки зрения положени рядового внушило бы нам уверенность в обратном.

Разница (в нашем восприятии) лишь в результатах. Если война проиграна ( с удивлением в своё время узнал из материалов дискавери, что англичане якобы вовсе не считают крымскую войну победоносной и нужной), то бедственное (опять же с нашей точки зрения) положение солдат так и остаётся бедственным, а некий "высший" смысл их служения уже не существует. В отличии от "выигранных" войн, когда о положении солдат нет необходимости рассуждать - достаточно "гениальных" маневров главнокомандующих, экономических потенциалов и воли к победе, при попытках объяснения причин поражений - ужасное положение пушечного мяса уже котируется.


Но. Та же великолепная в смысле обречённости и безысходности прусская армия в 1871 году была в Париже, и это (как и потрясение наблюдателей от того, что прусский солдат пьёт кофе за одним столиком со штабным офицером) почему-то никак не свидетельствует о том, что положение солдат было вовсе не ужасным. :-) Хотя с либерально-демократической точки зрения вроде бы как бы кажется, что солдаты Наполеона III как бы должны был казаться гораздо свободнее, солдат Бисмарка.

Не требует ответа - я слишком расползся вне темы и был неаккуратен ни в фактах, ни в домыслах.

Ещё раз Спасибо за Тарле - есть что перечитать.

PS Кстати, не кажется ли вам, что Тарле, всё-таки, слишком много придаёт внимания мыслям, умонастроениям монархов (генералов) и прочим личностным недоказуемым и неуловимым вещам в ущерб (если не по весу, то хотя бы по объёму) фактологии?

PS2 но, всё таки: «Русский не знает более ужасной участи, не представляет себе ничего более страшного, чем участь солдата... Самая страшная и самая действительная угроза, которой помещик пугал своих крепостных, была угроза сдачи в солдаты». Правительство не делало никакой тайны из того, какой суровой считало оно само участь солдат, наказывая 25-летней солдатской службой за самые тяжелые преступления." Отсюда как то следует, что прусский крестьянин не предпочёл бы службу в россии, а русский ещё болеене ужаснулся бы, узнав, что его призывают не в голодную, обворованную и никчемную (по российским меркам) русскую армию, а в прусскую? 1806 год - отнюдь не время Крымской войны - это вообще-то время будущей славы (как обычно бездарно профуканой) России, это Александр, отнюдь не Николай первый и не Павел. Не смотря на тактические поражения - это время героев оперативного плана, включая те же Прейссиш-Эйлау. По ассоцицаии это скорее 1934 год СССР, год сложных интриг и большой подготовки к большой войне, время будушей славы, другое время, чем, например, 1987, когда мысли о чудовщной доле крепостной рекрутчины стали вдруг гораздо более выпуклы, чем смысл действий частей ограниченного контингента.

Re: Извините

Date: 2009-04-30 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Вопросы Вы задаете интересные.
Я с Вами согласен, действительно, Тарле придает большое значение роли личности. Взять того же "Наполеона" или, если речь зашла о Крымской войне, роль Паскевича или Меншикова (или того же Николая). Нам, воспитанным на советском материале ярости масс, это кажется странным, архаичным, чем-то из эпохи энциклопедистов. Но на самом деле, не задаться ли вопросом - может быть, Тарле не так уж и неправ, и во времена режимов олигархических, аристократических, роль личности была куда выше нынешних. А умонастроения этих элит тогда подвергались скрупулезному анализу современников и были просто фактами тех эпох.

Что же касается сравнения прусского и русского солдата начала 18 века, то при всем сходстве, были огромные различия в уровне образованности и уровне свободы. Может быть, прусский солдат и страдал от палки капрала, но происходил он из свободной семьи.

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 12th, 2025 06:50 am
Powered by Dreamwidth Studios