vba: (Default)
[personal profile] vba
В последнее время, гуляя по Парижу, я стал замечать многие мемориальные доски на зданиях, где во время войны были всякие учебные учреждения (коллежи, лицеи). Напоминают эти доски об отправке детей-евреев в лагеря уничтожения. Обычно текст приблизительно такой - из этого учреждения в такой-то месяц такого-то года было депортировано столько-то детей, вина которых была в том, что они родились евреями.

Но что привлекло особенно мое внимание - это такие строки на досках:
депортированы при активном участии французского правительства, или
при активном участии правительства Виши

Интересно, есть ли где-нибудь на бывших оккупированных территориях СССР упоминания на всяких мемориальных досках, что, мол, здесь преступление нацистов совершено при активном участии местных коллаборационистов (как оно и было на самом деле)?

Date: 2007-02-08 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] maxim-sokolov.livejournal.com
В мемориальной доске на Gare de l'Est, сколь я помню, французское правительство не поминается.

Date: 2007-02-08 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
У меня такое впечатление, что на старых досках такого упоминания не было. Те, о которых я говорю, судя по их довольно новому виду, появились не так давно, может быть, в последние 3-5 лет. Они были расположены на правом берегу, в 3-м аррондисмане, где евреи жили более компактно.

В следующий раз, как пойду туда, возьму фотоаппарат.

Date: 2007-02-08 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] boruch.livejournal.com
Думаю, мы не доживем. Хотя бы из-за того, что они еще долго будут решать, кто оккупанты.

Date: 2007-02-08 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com
У меня есть 2 комментария:
1. Не совсем понятно, стоят ли местные советские коллаборационисты вообще какого-нибудь упоминания - они все же не верховное законно-избранное (да пусть даже и через пень-колоду) правительство.
2. Не совсем понятно, почему стоит упоминания верховное правительство, но не стоят - местные жители, которые тоже... как бы это помягче сказать... не сильно протестовали. Не знаю, как во Франции, а в Нидерландах это большая проблема, которая население мучает до сих пор. Протестанты, что возьмешь.

Date: 2007-02-08 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
По поводу комментария.
1. Но если нацисты стоят упоминания, но почему не коллаборационисты? Насчет правительства Виши, что-то я не помню, чтобы оно кем-то избиралось.
2. Справедливо. Хотя правда и то, что местные жители разные были, одни охотно сотрудничали, другие уклонялись, третьи боролись. Но государственный аппарат был весьма активен в деле коллаборационизма.

Но вот, как говорят, на Украине активисты из местных делали много грязной работы (в России тоже было). Часть из них, конечно, повесили, но сейчас не вспоминают об их делах, предпочитая говорить только о зверствах фашистов.

Date: 2007-02-09 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com
1a. Потому что нацисты - это противосила, а советские коллаборационисты - отдельные персонажи. Они всегда и везде есть.
1б. Но я же сказал, что "избранному через пень-колоду". Ну да, формально Петен не избирался.
2а. В дополнение к п.1а: государственного советского аппарата на окуппированных советских территориях не было.

Date: 2007-02-09 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Государственного советского аппарата не было, конечно, но местный аппарат, в том числе и репрессивный, был, и укомплектован он был, в значительной мере, местными.

А Петен, по-моему, не избирался ни формально, ни неформально.

Date: 2007-02-08 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] shanja.livejournal.com
Полицаи-белоруссы расстреляля двух сестер моего еврейского деда вместе с малыми ребятишками, несмотря на мольбы отпустить детей, они были светлоруссыми и мало отличались от славян, бывает такое.

Date: 2007-02-09 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Да, я думаю, таких исполнителей везде хватало, и на Украине, и в России, и в Белоруссии.

Date: 2007-02-09 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] abzac-kakoj-to.livejournal.com
Да, есть такие доски. Кажется, одна или две. Нет сознательной политики делать именно так, бывают доски и без этого, но один или два раза это сделано было.

Date: 2007-02-09 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Ты имеешь в виду, в Латвии видел? Интересно.
В России или на Украине я не видел, вроде. Во всяком случае, не помню.

Date: 2007-02-09 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] abzac-kakoj-to.livejournal.com
Да. Я к своему стыду не помню, какой именно из памятников. Но помню как открывали, и как эта надпись обсуждалась.

Тут все дело в том, что Латвия не скрывает, что большая часть народа была в войну на той стороне. Так что не может отрицать и участия в геноциде. Такая же фигня (возможно, более искренняя), например, в Италии.

А Россия была на "той" стороне, так что может легко игнорировать коллаборационистов как отщепенцев.

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 13th, 2025 10:26 am
Powered by Dreamwidth Studios