vba: (Default)
[personal profile] vba
В комментах к прошлому посту вспомнили булгаковских героев – Мышлаевского и Хлудова, вернее, его прообраз – генерала Слащева. Удивительнейшим образом те записки В.В.Шульгина, о которых я писал, пересекаются с жизнью персонажей Булгакова.

Например вот это. Как вы все помните, и в фильме "Бег", и в пьесе есть такой эпизод, когда в Константинополе Люська, подруга генерала Чарноты, кричит в истерике " У, гнусный город! У, клопы! У, Босфор!".

Меня всегда занимало – а при чем тут клопы? Объяснение, которое я видел, - это аллюзия на тараканов, которые вообще сопровождают весь "Бег". Но в крике "У, тараканы!" нет ритма и драйва, поэтому Булгаков и заменил тараканов на клопов. А, видимо, ошибался старик ВБА. Вот, сейчас читаю у Шульгина, который начал жизнь в эмиграции с Константинополя:

Что еще страшно допекало нас <…>- это клопы. Квартира на вид была роскошной. Но Константинополь был, кажется, самым клоповным городом в мире. Тогда еще не было средств от клопов, которые известны сейчас.

Так что, по всему, Михаил Афанасьевич прекрасно знал константинопольские реалии. Иногда клопы это только клопы.

Если речь зашла о драматургии, у Шульгина есть совершенно кошмарное описание красного террора в опосредованной форме. Из такого описания вполне могла получиться трагическая пьеса. Всего лишь один абзац, но какой!

На этой же квартире происходило однажды чаепитие,которое навсегда осталось в моей памяти. За маленьким столиком пили чай Муся, Зина и Петр Титыч. А я сидел в стороне, тоже пил чай и слушал их разговор. Они говорили о том, о сем, но мне была ясна вся картина, отчего они говорили так, а не иначе. У Петра Титыча расстреляли дочь в Одессе, а он этого не знал. Зина и Муся это знали. У Зины расстреляли в Киеве ее мужа, полковника Барцевича. Она этого не знала, а Петр Титыч и Муся знали. У Муси расстреляли в Одессе двух любимых сестер, о чем она и не подозревала. А Петр Титыч и Зина знали. И только я, сидевший в стороне, знал все. И наблюдал, как все трое стремились не показать друг другу, что они знают. Это была истинная трагедия.

Было бы, конечно, ошибкой забыть, что и противная сторона тоже творила позорные вещи, хоть, конечно, и не в такой степени и не по требованию высшего командования. Скажем, тот же Слашев, послуживший прообразом генерала Хлудова. Вот я уже второй раз встречаю весьма нелицеприятное описание этого действительно выдающегося человека (в первый раз это было в мемуарах В.А.Оболенского).


Как вы помните, у Булгакова Хлудов конфликтует с главнокомандующим, и зритель/читатель, конечно, на стороне Хлудова. Теперь у нас есть возможность послушать и главнокомандующего. Шульгин описывает свою встречу с Врангелем:

Получив мое письмо, Врангель пригласил меня приехать к нему на "Лукулл". Встретив меня стоя, после обычных приветствий он начал так:

Вы пишете, что вам известно, что произошло между мною и Слащевым. Но мне кажется, что вы не до конца знаете всех обстоятельств. Начать с того, что мы были со Слащевым на ты, друзья-приятели. Я послал его в Каховку, очень ответственное место. Но затем я увидел, что с ним что-то происходит. Утром получаю телеграмму: "Гоню красную сволочь на Москву", вечером "Все пропало". И узнал я, что он отравляет себя одновременно алкоголем и кокаином. В голове у него, видимо, что-то совсем неладно. С ним всегда едет его денщик, какая-то красивая баба, а над ними летает орел. Все это, конечно, видели войска и понимали,что Слащев сошел с ума. Но и этого мало. Я получил сведения, что там творится бог знает что, бессудные убийства и расстрелы. Тогда я послал туда генерала Ронжина, уже специализировавшегося на таких делах. Ронжин на месте увидел, что действительно творятся потрясающие безобразия. Кроме всего прочего, они расстреляли почтенную даму, жену действительного статского советника, чтобы завладеть жалкой суммой в тридцать тысяч рублей, которая у нее имелась. Когда Ронжин спросил об этом Слащева, последний сказал: "Ничего подобного я не знаю". Тогда Ронжин предъявил ему записку, в которой было написано:"Такую-то вывести в расход" и подписано:"Слащев". "Я был пьян", - начал объяснять он. "Возможно, - ответил Ронжин - но генерал Врангель вас вызывает немедленно к себе". Я мог совершенно свободно отозвать его с фронта, потому что он совершенно испортил мне Каховку. Он приехал. Я сказал ему: "Вот что, дорогой мой. Или я уберу тебя с великими почестями, дав тебе титул Слащев-Крымский, или под суд". Он выбрал Слащева-Крымского и уехал. Но затем, в Константинополе, он начал интриговать против меня. Его судили и лишили чинов. Теперь я даже не знаю, где он.


Так что советский фильм "Бег", можно сказать, недурно идеализирует гонителя красной сволочи.

Интересно, что в "Беге" Хлудов замечает, что они "сидят как попугаи". Тоже не очень понятно, при чем тут попугаи. Но я сейчас вспоминаю, что Оболенский, описывая свою встречу со Слащевым в его салон-вагоне, обратил внимание, что тот постоянно возил с собой большого попугая в клетке, и этот попугай загадил весь шикарный салон своими семечками. Неужели Булгаков тоже знал о попугае или это простое совпадение?

Date: 2013-06-03 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] balda-balda.livejournal.com
ну как же-с! тем и славны были.
вот про то же время и место:
- Клопы здесь были не то что какие-нибудь русские - вялые и сонные. Клоп
на острове Халки был анатолийский, крупное, бодрое животное. Он не смотрел - ночь ли, день, была бы подходящая пища. Едва только эмигрант ложился на постель, - клоп дождем кидался на него с потолка, лез из щелей, изо всех стен. (с)ибикус

Date: 2013-06-03 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
А вот скажите, уважаемый Балда-Балда, возможно, Вы знаете: кто у кого слизал сцену с тараканьими бегами - Толстой или Булгаков? Или они использовали какой-то третий источник?

Date: 2013-06-03 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] balda-balda.livejournal.com
надо посмотреть - я встречал кое-что об этом в комментариях. найду.

Date: 2013-06-03 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Спасибо. Сходство-то поразительное.

Date: 2013-06-03 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] balda-balda.livejournal.com
темная история. первым это вообще описал аверченко.
"ибикус" вышел в 25-м, а "бег" - <написан> в 27-м. и булгаков его читал.

так получается, что это реалия константинопольская. не могут же все друг у друга тырить такое.

Date: 2013-06-03 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
"... а поехав в Стамбул, выяснил, что в районе старого рынка стоит небольшой бронзовый памятник таракану Янычару, и старики в кофейнях за мелую монетку расскажут историю его жизни..." - как-то примерно так :)

Date: 2013-06-03 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Друзья, вы заставили меня обратиться к интернету. Оказывается, есть такой портал (или как он там называется) по имени википедия (или как-то так). Там я обнаружил статью "Тараканьи бега" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%F0%E0%EA%E0%ED%FC%E8_%E1%E5%E3%E0).

Масса интересного.

Во-первых:
Как и любой иной факт использования представителей фауны в сфере развлечения, тараканьи бега формально нарушают закон о правах животных и могут быть объявлены вне закона, в соответствии со статьями уголовного кодекса ряда стран.

Во-вторых:
Тараканьи бега освещены в литературе. Первым эту забаву описал Аркадий Аверченко в нескольких фельетонах константинопольского периода («О тараканах, гробах и пустых внутри бабах», «Космополиты»). Далее известно описание в пьесе Михаила Булгакова «Бег» (1927), а также в повести Алексея Толстого «Похождения Невзорова или Ибикус» (1924). По словам одного из режиссёров фильма «Бег» Владимира Наумова[1], оказавшись в Турции в Стамбуле (бывший Константинополь), кинематографисты не нашли подтверждения существования тараканьих бегов в те годы. Последними исследованиями (Анной Хлебиной и Викторией Миленко) точно установлено, что они проводились русскими эмигрантами в мае 1921 года, поле закрытия союзными властями Константинополя лото, в помещении в районе улицы Гран Пера.

Значит было таки в Константинополе аж в 1921!

Date: 2013-06-03 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Быстро в наш испорченный век проводятся экспедиции в Стамбул!

Date: 2013-06-03 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Так век же пара и электричества!

Да, а вот родись ты всего лишь лет на 60 пораньше, и сам мог бы ставить на Янычара. И то сказать, не таракан - орловский рысак!

Date: 2013-06-03 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Нет, мне никак нельзя. Я азартный. Как Парамоша.

Date: 2013-06-03 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Лишь бы не как Янычар!

Date: 2013-06-03 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Ну Толстой хоть сам в эмигрантах был. А Булгаков-то нет.

Date: 2013-06-03 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] balda-balda.livejournal.com
любаша была и все как есть рассказала. корзухин - вылитый крымов ее.

Date: 2013-06-03 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
А, ну да, конечно!

Date: 2013-06-03 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
В мемуарах Вертинского Слащев много описывается. Но мне почему-то запомнились только черно-зеленые, никогда не чищеные гнилые зубы.

Date: 2013-06-03 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Не читал мемуары Вертинского. Надо бы прочесть.
Не помню где (может быть, у того же Оболенского) читал, что в военном училище Слащев был самым паинькой. Кушал конфеты, никаких излишеств.
А потом началось!

Date: 2013-06-03 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Почитай, это чрезвычайно занятно. Он, конечно, фантазер необыкновенный, но приятный человек.

Date: 2013-06-03 07:47 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Аверченко еще писал. Там зеленый таракан девушку кормил. :)

У Врангеля:
"Среди этого беспорядка Слащев в фантастическом белом ментике, расшитом желтыми шнурами и отороченном мехом, окруженный всевозможными птицами. Тут были и журавль, и ворон, и ласточка, и скворец. Они прыгали по столу и дивану, вспархивали на плечи и на голову своего хозяина."

Булгаков мог знать про птиц, вторая жена С. вела театральный кружок и о ней кто-то писал из окружения Булгакова.

Морфинизм был бичом и красных командиров, интересно откуда в аптеках и пр. в те времена было такое офигительное количество морфина и кокаина.

Date: 2013-06-03 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Так в начале ХХ века в России морфин продавался в аптеках свободно.

Date: 2013-06-04 01:33 am (UTC)
From: (Anonymous)
Глупость сказала про кокаин в аптеке. Он шел из Германии нелегально. :)
http://www.narcom.ru/publ/info/802

Date: 2013-06-04 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Слащев в 1921 г., с группой других офицеров, вернулся в Россию. В Крыму его встречал сам Дзержинский.

Затем Слащев издал в России воспоминания "Крым в 1920 г.". Он выступал с обращениями к другим офицерам, призывая их также вернуться в Россию.

Слащев преподавал на курсах комсостава "Выстрел", и 11 января 1929 г. был убит одним из курсантов, 24-летним Лазарем Львовичем Коленбергом, который отомстил Слащеву за расстрел его брата в Николаеве в ноябре 1919 г.

В Интернете можно найти заключение уполномоченного ОГПУ по делу об этом убийстве. Можно также найти статью из газеты "Южное слово" за 30 ноября 1919 г. с приказом Слащева расстрелять в Николаеве 61 человека за "попытку большевиков выпустить прокламацию". Среди них действительно упоминается Коленберг Герш Лейбович.

Edited Date: 2013-06-04 03:42 am (UTC)

Date: 2013-06-04 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Да, это известная история.

Date: 2013-06-04 03:49 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
В Константинополе была в 1920 г. Л.Е. Белозерская, жена Булгакова. Так что о подробностях константинопольской жизни он мог узнать не из книг.

Date: 2013-06-04 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vba_/
Там выше в комментах Балда_Балда, как раз, об этом пишет.

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 7th, 2025 12:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios