vba: (Default)
[personal profile] vba
На днях в ЖЖ было много рассуждений в связи с 200-летним юбилеем того, как в ночь форсировали Неман нежданно бонапартовы войска. И постоянно проводились параллели с другой, близкой Отечественной войной.

Мне кажется, что параллели здесь надо проводить очень осторожно и не стараться их видеть там, где их нет. Это были совершенно разные войны, и заслуги и народа, и, особенно, элиты довольно разные.

Война, начавшаяся в 1941 году, поставила СССР в положение, когда у страны не было вообще никакого выбора. Вопрос стоял не только и не столько о существовании государства как такового, сколько просто о физическом существовании огромного количества людей. Это был вопрос без преувеличения жизни и смерти, и ни о каком разумном выборе тут говорить не приходится. Можно было только победить или умереть.

Ничего подобного в наполеоновскую кампанию не было. Наполеон никогда не ставил под сомнение существование послевоенной Российской империи. Ни о каком разрушении России, как государства, речи не было, да оно и не входило в интересы французского императора. Побежденные до этого крупные государства отнюдь не теряли своей идентичности, достаточно взглянуть на проигравшую целый ряд наполеоновских войн Австрию. И, конечно, никакого офранцузивания проигравших далеких стран быть не могло. Невозможна была и оккупация территории России; даже относительно кратковременное пребывание войск на территории совсем близкой Испании показало невозможность оккупации. Что же говорить о далекой, бездорожной, колоссальной России?

Подвиг России 1812 года, как раз, в том, что, имея довольно выгодный выбор (мир с противником, горячо ищущим этого мира, на довольно мягких условиях смены внешней политики на антианглийскую, да еще со свободой рук в Азии вплоть до Индии), российская элита категорически от этого выбора отказалась и выбрала тяжелую войну. Можно, конечно, сказать, что уже тогда Россия предвидела крах империи Бонапарта и ей не имело смысла примыкать к коалиции, обреченной на поражение от государств, ведомых английским флотом и английской армией. Но я думаю, что такое рассуждение не имеет никаких исторических доказательств. Наполеновская империя 1811 года была в зените, и рассуждать подобным образом значит слишком преувеличивать российскую дальновидность и слишком принижать российское упорство.

Date: 2012-06-27 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] uebal-bi.livejournal.com
Зарвавшегося выскочку,самозванного императора, конечно ,наказать надо было.Но только появилось это желание до того,как Наполеон напал на Россию,или после?Если до,то как-то всё очень вяло было,несмотря на предидущее поражение при Аустерлице.

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 10th, 2025 02:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios