vba: (Default)
[personal profile] vba
Мне попеняли, что моя зарисовка русской провинциальной жизни слишком отдает литературщиной. Если это так, то плохо. Литература, все же, - кривое зеркало жизни. У меня есть один пример, довольно забавный, только он длинный. Я его в несколько приемов, ладно?

Перечитал я недавно "Путешествие дилетантов" Окуджавы. Многие, наверно, помнят. Там главный герой, князь Мятлев, будучи сыном некоего крупного военно-придворного чина, отвергает жизнь своей семьи, мыслит много и независимо. Не презирает свет, но свет ему ортогонален. Не карбонарий, но по этой дорожке движется. В князя влюбляется очень юное, но мощное духом создание по имени Лавиния. Свет, не желая терять такого кадра, наваливается на князя (тут совокупные усилия и сестры князя, и императора) и женит его на красавице графине Румянцевой. Это сделать нетрудно, поскольку Мятлев тюфяковат и в отношениях с женщинами у него всё крайне запущено - женщин много, а порядка нет. Румянцева беременна, и все идет к благоразумному светскому концу красивого бразильского сериала. (Румянцева эта крайне напоминает мне Элен Безухову). Но внезапно, так же как и Толстой ни с того ни с сего умертвил Элен, Румянцева умирает. С дитем вместе. На ровном месте. И тюфяковатый Мятлев полностью свободен.

Тем временем почти созревшая 15-летняя Лавиния была выдана замуж за Ладимировского, состоятельного человека, как бы очень неплохого. Тут в романе идет крещендо, любовь Лавинии все переполняет, и князь, идя на поводу у этой любви, похищает Лавинию. У живого мужа, в середине XIX века! Влюбленные бегут на юг, между прочим, в актуальную Грузию, где беглецам помогает некий поручик в отставке, alter ego Окуджавы. Однако посланные императором жандармы хватают беглецов, Лавинию возвращают к мужу, Мятлева же сажают в крепость, лишают титула, состояния, а потом отправляют солдатом на Кавказ. Туда же прибывает вторично сбежавшая от мужа Лавиния. Но ее опять ловят. В конце концов, через много лет мук помилованный князь поселяется в деревне, куда приезжает под видом ключницы и Лавиния. Но вскоре князь умирает, а Лавиния исчезает. Unhappy end.

Роман основан на реальных событиях.

Это была литература. А теперь жизнь.

Дед моего прадеда, скромный петербуржец, среди других родственников, имел двоюродного брата, одного крупного военно-придворного чина Т. И среди детей этого Т., как вы уже догадались, был тот самый человек, который и послужил Окуджаве прообразом Мятлева.

Узнавши такое дело, я решил выяснить, насколько литература (в данном случае) отражает жизнь. И выяснил. Оказалось, что литература литературой, а жизнь жизнью. И неизвестно еще, что интересней.
(Надеюсь, что продолжение последует).

Date: 2008-09-10 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Если мне не изменяет память, кажется, Эйдельман писал о прообразе Мятлева из романа. Там и настоящая фамилия была, которую сейчас не вспомню.

Date: 2008-09-10 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Тьфу ты. Действительно, трудно было вспомнить фамилию. Трубецкой.

Profile

vba: (Default)
vba

December 2016

S M T W T F S
    123
45 67 8 910
11 12 13 14 15 16 17
1819 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 9th, 2025 01:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios